Запоздалое примирение: почему при жизни не ладили художник Андрей Курнаков и скульптор Иван Семеновский
Работы Ивана Семеновского хранятся в музеях разных стран и городов России, а вот на его малой родине он почти никому не известен. За свою жизнь у Ивана Алексеевича была лишь одна персональная выставка в 1988 году в Орле. На ней было представлено более 30 скульптур. О творчестве Семеновского помимо орловских искусствоведов и художников высоко отзывались известный поэт Всеволод Рождественский, советский композитор Тихон Хренников, сестра Есенина, оценившая бюст брата, и другие. Почему же с такими заслугами Иван Алексеевич так и не вступил в Союз художников?
За стихи на нары
После окончания Малоархангельского педучилища по специальности «Учитель рисования и черчения» проработавшего недолго в селе Архарово Ивана в 1940 году призвали в армию. Только прошел учебку в Ташкенте, как началась война.
Старшина, а затем лейтенант, командир танкового взвода — воевал Иван храбро и умело. Отличился в боях на Орловско-Курской дуге и под Сталинградом. Был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Бойцов своих всегда берег, что позже боком ему и вышло.
Во время инструктажа солдат Семеновский наглядно объяснял им, где у «тигров» и «пантер» самые уязвимые места, а куда стрелять и вовсе бессмысленно: бронь серьезная. Этим фактом заинтересовался особый отдел.
— Преподнесли это как восхваление вражеской техники, — вспоминает рассказы отца его сын Александр Иванович. — А тут еще в вещмешке нашли пластинки норвежского композитора Эдварда Грига и томик Есенина. — Отец всю войну не расставался с этими вещами. Они грели его душу.
«Кулацкий» поэт, «восхищение» вражеской техникой… — это уже целое «дело». Военное время, разговор короткий — 10 лет без права переписки.
По милости вождя
Зима, начало 1944 года. Подмосковье. На морозном перроне на коленях стоят несколько сотен солдат. В лицо дышат немецкие овчарки, в затылок — дуло автомата. Враги народа. Те самые «враги народа», которые до последнего бились на Орловско-Курской дуге, которые не дали Паулюсу взять Сталинград. Иван Семеновский в их числе.
Больше двух лет Иван Алексеевич проработал на лесоповале, пока не пришла ему в голову смелая мысль: написать письмо самому Сталину. Так, мол, и так, сижу незаслуженно. Воевал честно, кровь проливал, а за томик Есенина «десятку тяну». Через одну девчонку-надзирательницу передал письмо, та отправила в Москву.
— Не надеялся отец и не верил, была-не была, — рассказывает Александр Иванович. — А тут сон снится ему: Николай Угодник является и говорит: «Не бойся, Ваня, отпустят тебя завтра». А через пару дней ответ за подписью вождя приходит: освободить!
— Глаза у начальника лагеря чуть на лоб не вылезли, — улыбается Александр Иванович. — Что же поделать, сам Сталин требует, пришлось освободить.
Вернувшись домой, в благодарность вождю Иван Алексеевич стал массово лепить бюсты Сталина.
— Я же затаил злобу на Иосифа Виссарионовича за арест отца, — рассказывает Александр Иванович. — Ночью пробрался в мастерскую да и отколол молотком нос вождю. Вот такая была моя месть, — со смехом вспоминает сын скульптора.
Не заслуживший признания
Вторую половину своей жизни Иван Алексеевич лепил бюсты русских писателей: А. С. Пушкина, А. А. Фета, И. С. Тургенева, С. А. Есенина. Автор уделял большое внимание психологии портрета.
— Прежде чем взяться за работу, отец прочитывал кучу книг, изучал подробно биографии тех, кого ваял, — вспоминает Александр Иванович. — Без посторонней помощи, своими руками построил мастерскую, где и пропадал целыми ночами.
В далеком норвежском Бергене находится скульптура Сольвейг. Эта работа Ивана Алексеевича, навеянная музыкой Эдварда Грига, настолько впечатлила норвежцев, что Семеновскому присудили звание почетного жителя города Бергена.
Бюст майора Жан-Луи Тюляна находится во Франции, в музее «Нормандия-Неман», бюст генерала Ивана Петрова — в экспозиции музея героической обороны и освобождения Севастополя.
Искусный искусствовед
В конце 60-х годов приехал в Малоархангельск один искусствовед московский, имя которого уже затерялось. Он писал монографию о художнике-малоархангельце, баталисте Николае Струнникове. О том самом Струнникове, что позировал Илье Репину при написании им известной картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Самый мускулистый казак с усами — так это он, ученик Репина.
Приехал искусствовед к сестре художника, которая работала в то время в школе вместе с Иваном Алексеевичем. Монографию эту искусствовед ей потом на память подарил, а сам обратно в Москву укатил. Женщина дала почитать рукопись Ивану Алексеевичу. Он ее досконально изучил: посчитал профессиональной, серьезной работой.
Позже приезжает в Малоархангельск искусствовед уже орловский Игорь Круглый. Заинтересовался и он этой монографией.
— Взял почитать и… рукопись пропала, — утверждает Александр Иванович. — Зато через некоторое время у Круглого неожиданно появилась кандидатская диссертация по Струнникову, он стал кандидатом искусствоведения.
— Факт этот сильно обозлил отца — продолжает Александр Иванович. — Он даже письмо Круглому написал: «… для того ль я воевал, кровь проливал, чтобы такие, как ты, в военное время жрали-пили, на фронте не были, а затем, пользуясь чужим трудом, кандидатами становились».
Вот после этого и понеслось. Иван Алексеевич с Андреем Курнаковым, самым известным орловским художником, дружбу водил. Курнаков вес в среде художников значительный имел.
— Вот Круглый и вбил клин в их дружбу, — с горечью говорит Александр Иванович. — Курнаков встал на сторону Круглого. Руки не стал подавать отцу, с выставками появились проблемы. Круглый, в свою очередь, тоже вес среди искусствоведов в Орле набирал. Приходилось и с ним считаться. А потому в Союз художников, куда отец по праву мог быть причислен, так и не попал.
По стопам
В 1999 году Ивана Семеновского не стало. Тяжелая контузия во время войны, три инсульта, которые он перенес практически на ногах, не прошли для него даром. Сыновья Александр и Валерий преподают в Малоархангельской школе историю и военную подготовку. Не забывают творчество своего отца: знакомят с ним юных школьников и гостей города. Внучка пошла по стопам деда: заканчивает художественно-графический факультет в Орле. Надежда трижды становилась лауреатом Курнаковских премий. Буквально за пару лет до смерти Курнакова он лично вручал ей награду.
— Передавай привет деду, — сказал он тогда. — Немного таких уже осталось.
— А дедушка умер, — услышал в ответ художник. Курнаков посуровел, развернулся и вышел. Фактическое примирение между ними состоялось, но, к сожалению, слишком поздно.
Полную версию статьи читайте на сайте «епресса».
«Орловская Правда»
26.06.2012
Игорь Круглый не был лично знаком с Иваном Семеновским и никогда не вел с ним переписку. Личность и творчество Ивана Семеновского в беседах с Андреем Курнаковым он не обсуждал. Упомянутое в статье письмо орловский искусствовед не получал.
Кандидатскую диссертацию Игорь Круглый защищал по теме: «Пути развития изобразительного искусства Орловского края послевоенного времени», а не по творческой деятельности малоархангельского художника Николая Струнникова, как упомянуто в статье.
В связи с вышеизложенным журналист Роман Александров, написавший статью, получил выговор, а редакция газеты приносит свои извинения за недостоверную информацию.
«Орловская Правда»
07.07.2012
Ситуация описанная в главе «Искусный искусствовед» абсолютно абсурдна.
Дело в том, что известный Российский искусствовед, Заслуженный деятель искусств РСФСР, (как, кстати и А.И. Курнаков и Н.И.Струнников) член-корреспондент Российской Академии Художеств И.А.Круглый, по его словам, — не имел чести вообще быть знакомым с И.А. Семеновским и по этой причине никак не мог вести с ним переписку (а, следовательно, получить пресловутое письмо, упомянутое в статье). И ему никогда не приходилось обсуждать личность и творчество Ивана Алексеевича с А.И. Курнаковым.
Скажите на милость, зачем искусствоведу, написавшему более двадцати пяти солидных монографий, многие из которых имеют международное признание и отмечены премиями и дипломами Союза художников СССР, РСФСР и Российской Академии Художеств было красть рукопись некоего мифического «московского искусствоведа», для того, чтобы на ее основании написать диссертацию, причем совсем на другую тему? Дело в том, что диссертационная работа Игоря Ароновича называлась: «Пути развития изобразительного искусства Орловского края послевоенного времени». Он, конечно, прекрасно был знаком с творчеством всех своих знаменитых земляков, в том числе Н.И. Струнникова, но, поскольку тот скончался в 1945 году, исследование творчества этого художника никак не могло входить в эту диссертацию. Что же касается «искусствоведа московского», то скорее наоборот, — любой исследователь истории изобразительного искусства, счел бы за честь сослаться на труды И. А. Круглого.
Но гораздо большее возмущение вызывает приведенная фраза, которую якобы И.А.Семеновский адресовал И.А. Круглому в неком письме, которого тот никогда не получал: «… для того ль я воевал, кровь проливал, чтобы такие как ты в военное время жрали пили, на фронте не были, а затем, пользуясь чужим трудом, кандидатами становились». О моральной стороне вопроса здесь комментарии излишни. Но здесь речь идет о действии, подпадающем под статьи 129,130 УК РФ о распространении порочащих сведений (не соответствующих действительности), клевете, содержащейся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации».
Игорь Аронович не был взят в действующую армию в 1941 году из-за того, что у него было только одно легкое после перенесенного туберкулеза – тяжелейшего заболевания, которое в то время было смертным приговором. И заболел он им, когда зимой в начале 1940 года, после окончания школы снайперов, проходил военные сборы для будущего участия в войне с Финляндией. Однако, несмотря на это, он поступил добровольцем в качестве вольнонаемного на службу на военный аэродром в г. Кузнецке Пензенской области, где служил в 1941-1942 годах. С 1942 по 1944 год Игорь Аронович самоотверженно трудился (по 18-19 часов в сутки) на военном заводе № 748 минометного вооружения, за что был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
Думаю, что не стоит говорить, какую роль в нашей Великой Победе сыграли труженики тыла, обеспечивающую армию вооружением. Сейчас в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект об уравнивании прав ветеранов фронта и работников тыла, участвующих в производстве вооружений, что справедливо.
Таким образом, все материалы, изложенные в публикации, являются лживыми и абсурдными. Я очень надеюсь, что в номере от 10 июля газета «Орловская Правда» опубликует опровержение на эту достаточно нелепую клевету.
Вообще. эта публикация очень напоминает сюжет из знаменитого рассказа Марка Твена «Как я баллотировался в губернаторы»:
Однажды мне бросилось в глаза следующее: «Клеветник уличен! Майкл О’Фланаган-эсквайр из Файв-Пойнтса, мистер Снаб Рафферти и мистер Кэтти Маллиган с Уотер-стрит под присягой дали показания, свидетельствующие, что наглое утверждение мистера Твена, будто покойный дед нашего достойного кандидата мистера Блэнка был повешен за грабеж на большой дороге, является подлой и нелепой, ни на чем не основанной клеветой. Каждому порядочному человеку станет грустно на душе при виде того, как ради достижения политических успехов некоторые люди пускаются на любые гнусные уловки, оскверняют гробницы и чернят честные имена усопших При мысли о том горе, которое эта мерзкая ложь причинила ни в чем не повинным родным и друзьям покойного, мы почти готовы посоветовать оскорбленной и разгневанной публике тотчас же учинить грозную расправу над клеветником. Впрочем, нет! Пусть терзается угрызениями совести».
И все же я могу поклясться всеми святыми, что никогда не клеветал на дедушку мистера Блэнка. Мало того — я не подозревал о его существовании и никогда не слыхал его имени.
С совершенным почтением ваш, когда-то честный человек, а ныне: Гнусный Клятвопреступник, Монтанский Вор, Осквернитель Гробниц, Белая Горячка, Грязный Плут и Подлый Шантажист Марк Твен».
В газете Орловская Правда от 7 июля 2012 года появилась заметка «работа над ошибками», где признавалось, что статья «Запоздалое примирение» содержит «несколько недостоверных фактов», далее были изложены некоторые, правда не все из этих «фактов», свидетельствующие о том, что сын И.А.Семеновского вместе с автором, по словам классика,- «попросту соврали!»
При этом сообщалось, что Роман Александров, написавший статью, получил выговор, а редакция приносит свои извинения за недостоверную информацию.
Однако наиболее возмутительная ложь о том, что И.А.Круглый во время войны отсиживался в тылу и «жрал и пил», так и не получила должной оценки. Это явилось повторным оскорблением ветерану, чьи заслуги перед Отечеством велики и бесспорны.
Хотелось бы, чтобы «Орловская Правда» была более принципиальна в оценке своих грубых и непрофессиональных ляпов. А господину Александрову мы бы посоветовали срочно сменить род деятельности, пока он снова не принес непоправимый вред своей некомпетентностью.
В дополнению к этому материалу, Орловская Правда опубликовала статью о выдающемся орловце, Игоре Ароновиче Круглом, которому исполнилось девяносто лет.
http://opravda.ru/news.php?extend.15660.8
Этот материал еще раз подчеркивает, ничтожность и нелепость измышлений А.И.Семеновского.