Николай Иванович Струнников: страницы жизни
Николай Иванович Струнников родился в 14 мая 1871 года в Орле. В семье было шесть детей (два сына и четыре дочери), жили в постоянной нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда, где отец художника был приказчиком в сельском магазине. Иван Алексеевич был строг, но справедлив. А мать, Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Эти родительские черты и предопределили характер Николая.
По воспоминаниям младшей сестры художника, Марии Ивановны, много лет проработавшей учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, их мать отличалась художественными способностями и делала великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварелью. «Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты Колечка не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя хорошо получается».
После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю Струнникову пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били его и старшие мальчики и приказчики.
Но несмотря на невзгоды детства, Николай Иванович не расставался с мечтой о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки он зарисовывал на клочках бумаги. «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!»
С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова, куда попал в числе по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Днем Николай Иванович тер краски, колол дрова — выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В. А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан очень хорошо.
Своего учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.
В 1892 году сбылась мечта Николая Ивановича о поступлении в училище живописи, ваяния и зодчества. Но, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью, он принимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно. В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств к прославленному И. Е. Репину.
Струнникову нелегко достались годы учебы, так как нужно было добывать средства к существованию. «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, — вспоминала Мария Ивановна, — у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица ребенка, Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я их не могла, к большому сожалению, сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».
В мастерской Ильи Ефимовича Репина Струнников подружился с писателем Владимиром Алексеевичем Гиляровским, который всячески помогал молодому художнику. «Я читал его стихи, — вспоминал Николай Иванович, — заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев». В 1900 году Струнников написал портрет дяди Гиляя в образе лихого запорожца на фоне южных гор. Украинскому историку Д.И. Яворницкому художник подарил портрет другого потомка запорожских казаков знаменитого борца Ивана Поддубного. Сам Николай Иванович, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Ефимович Репин запечатлел его на картине «Черноморская вольница».
Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, он все же скучал по своему родному краю. Поэтому во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить интересный памятник российской монументальной живописи Владимирский собор в Киеве, с творениями выдающихся русских художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля, М. В. Нестерова. Н.И. Струнников подает прошение в совет Академии об оказании в этом содействия. В чем ему не было отказано. В Киеве художник много работал, копируя росписи Владимирского собора. Впоследствии им был успешно завершен живописный комплекс Малоархангельской церкви. Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом… Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса…это хорошо оплачивалось, и я мог уже помогать семье». Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи естественность позы и движения и близость к природе». Многие малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась: она была разрушена в 1943 году.
Художник влюбился в Киев и при первой возможности переезжает в него (1913 г.), поступив преподавателем в художественное училище по рекомендации И.Е. Репина. Здесь начинается новая жизнь художника. «Преподавательская работа была мне по сердцу», — вспоминал Струнников. Педагогический метод был им унаследован от замечательных учителей — В. Серова и особенно И. Репина.
«Вскоре после переезда он женился. Прасковья Алексеевна — жена художника стала ему большим другом с первого дня их супружества и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Влюбленный в нее Струнников написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). Она предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной». В семье родилось трое сыновей: старший, Сергей (работал впоследствии в фотокорреспондентом газеты «Правда». Погиб в 1943 г. около Полтавы), Игорь и Ростислав. Сестра художника вспоминала, что это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил «она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге, родной сестре».
На Украине Струнников много и плодотворно работал, не случайно и сейчас его картины украшают стены её музеев. Героико-романтические образы казаков позже привели его к портретам героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.
Художник принял и поддержал революцию. Этому способствовали все обстоятельства его жизни: постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и сестры во время восстания 1905 года.
В 1921 г. по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался, прожив оставшуюся жизнь, как признанный мастер советской портретной живописи. В период 1927-1930 гг. создал целую галерею портретов героев гражданской войны: К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову присуждена Золотая медаль на международной выставке в Париже в 1937 году. А во время Великой отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров. За выдающиеся заслуги в области искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Наследие художника является ценным вкладом в развитие отечественной портретной живописи. Главной темой искусства этого талантливого мастера всегда был человек. Картины Н.И. Струнникова хранятся в 13 картинных галереях, в том числе и Орловской.
Отдавая дань уважения своему земляку, малоархангельцы установили на городском кинотеатре «Колос» мемориальную доску. На сером мраморе высечены слова: «В гор. Малоархангельск с 1901-1904 жил и работал известный советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников». Сейчас мемориальная доска находится на реставрации.
Скончался Николай Иванович Струнников 20 сентября 1945 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Подготовила О. Егорова, библиотекарь малоархангельской ГБ
Литература:
- Воспоминания М. И. Струнниковой о брате / В. Агошков // Малоархангельские истоки. — Орел — Малоархангельск, 1999. с.169-172.
- Гиляровский, В. А. Начинающие художники / В. А. Гиляровский // Москва и москвичи. — М., 1985.
- Локотков, А. Украина пленила его сердце: «запорожцы» Николая Струнникова [Электронный ресурс] / Александр Локотков // Интернет-газета От заката до рассвета. Днепропетровск. — Режим доступа: -http://zador.com.ua/print.php?id=66441
Добрый вечер!
Замечательная статья про известного художника! Очень познавательно! Большое спасибо Вам!
Имею портрет (по мнению эксперта автопортрет) Н. Струнникова, 1908 года.
При желании автора этой статьи могут прислать на эл.почту фото этой работы Н. Струнникова.
С уважением, Владимир.