Малоархангельск

Запоздалое примирение: почему при жизни не ладили художник Андрей Курнаков и скульптор Иван Семеновский

Cкульптор Иван Семеновский.

Работы Ивана Семеновского хранятся в музеях разных стран и городов России, а вот на его малой родине он почти никому не известен. За свою жизнь у Ивана Алексеевича была лишь одна персональная выставка в 1988 году в Орле. На ней было представлено более 30 скульптур. О творчестве Семеновского помимо орловских искусствоведов и художников высоко отзывались известный поэт Всеволод Рождественский, советский композитор Тихон Хренников, сестра Есенина, оценившая бюст брата, и другие. Почему же с такими заслугами Иван Алексеевич так и не вступил в Союз художников?

За стихи на нары

После окончания Малоархангельского педучилища по специальности «Учитель рисования и черчения» проработавшего недолго в селе Архарово Ивана в 1940 году призвали в армию. Только прошел учебку в Ташкенте, как началась война.

Старшина, а затем лейтенант, командир танкового взвода — воевал Иван храбро и умело. Отличился в боях на Орловско-Курской дуге и под Сталинградом. Был удостоен ордена Отечественной войны II степени. Бойцов своих всегда берег, что позже боком ему и вышло.

Во время инструктажа солдат Семеновский наглядно объяснял им, где у «тигров» и «пантер» самые уязвимые места, а куда стрелять и вовсе бессмысленно: бронь серьезная. Этим фактом заинтересовался особый отдел.

— Преподнесли это как восхваление вражеской техники, — вспоминает рассказы отца его сын Александр Иванович. — А тут еще в вещмешке нашли пластинки норвежского композитора Эдварда Грига и томик Есенина. — Отец всю войну не расставался с этими вещами. Они грели его душу.

«Кулацкий» поэт, «восхищение» вражеской техникой… — это уже целое «дело». Военное время, разговор короткий — 10 лет без права переписки.

По милости вождя

Зима, начало 1944 года. Подмосковье. На морозном перроне на коленях стоят несколько сотен солдат. В лицо дышат немецкие овчарки, в затылок — дуло автомата. Враги народа. Те самые «враги народа», которые до последнего бились на Орловско-Курской дуге, которые не дали Паулюсу взять Сталинград. Иван Семеновский в их числе.

Больше двух лет Иван Алексеевич проработал на лесоповале, пока не пришла ему в голову смелая мысль: написать письмо самому Сталину. Так, мол, и так, сижу незаслуженно. Воевал честно, кровь проливал, а за томик Есенина «десятку тяну». Через одну девчонку-надзирательницу передал письмо, та отправила в Москву.

— Не надеялся отец и не верил, была-не была, — рассказывает Александр Иванович. — А тут сон снится ему: Николай Угодник является и говорит: «Не бойся, Ваня, отпустят тебя завтра». А через пару дней ответ за подписью вождя приходит: освободить!

— Глаза у начальника лагеря чуть на лоб не вылезли, — улыбается Александр Иванович. — Что же поделать, сам Сталин требует, пришлось освободить.

Вернувшись домой, в благодарность вождю Иван Алексеевич стал массово лепить бюсты Сталина.

— Я же затаил злобу на Иосифа Виссарионовича за арест отца, — рассказывает Александр Иванович. — Ночью пробрался в мастерскую да и отколол молотком нос вождю. Вот такая была моя месть, — со смехом вспоминает сын скульптора.

Не заслуживший признания

Вторую половину своей жизни Иван Алексе­евич лепил бюсты русских писателей: А. С. Пушкина, А. А. Фета, И. С. Тургенева, С. А. Есенина. Автор уделял большое внимание психологии портрета.

— Прежде чем взяться за работу, отец прочитывал кучу книг, изучал подробно биографии тех, кого ваял, — вспоминает Александр Иванович. — Без посторонней помощи, своими руками построил мастерскую, где и пропадал целыми ночами.

В далеком норвежском Бергене находится скульптура Сольвейг. Эта работа Ивана Алексеевича, навеянная музыкой Эдварда Грига, настолько впечатлила норвежцев, что Семеновскому присудили звание почетного жителя города Бергена.

Бюст майора Жан-Луи Тюляна находится во Франции, в музее «Нормандия-Неман», бюст генерала Ивана Петрова — в экспозиции музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Искусный искусствовед

В конце 60-х годов приехал в Малоархангельск один искусствовед московский, имя которого уже затерялось. Он писал монографию о художнике-малоархангельце, баталисте Николае Струнникове. О том самом Струнникове, что позировал Илье Репину при написании им известной картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Самый мускулистый казак с усами — так это он, ученик Репина.

Приехал искусствовед к сестре художника, которая работала в то время в школе вместе с Иваном Алексеевичем. Монографию эту искусствовед ей потом на память подарил, а сам обратно в Москву укатил. Женщина дала почитать рукопись Ивану Алексеевичу. Он ее досконально изучил: посчитал профессиональной, серьезной работой.

Позже приезжает в Малоархангельск искусствовед уже орловский Игорь Круглый. Заинтересовался и он этой монографией.

— Взял почитать и… рукопись пропала, — утверждает Александр Иванович. — Зато через некоторое время у Круглого неожиданно появилась кандидатская диссертация по Струнникову, он стал кандидатом искусствоведения.

— Факт этот сильно обозлил отца — продолжает Александр Иванович. — Он даже письмо Круглому написал: «… для того ль я воевал, кровь проливал, чтобы такие, как ты, в военное время жрали-пили, на фронте не были, а затем, пользуясь чужим трудом, кандидатами становились».

Вот после этого и понеслось. Иван Алексеевич с Андреем Курнаковым, самым известным орловским художником, дружбу водил. Курнаков вес в среде художников значительный имел.

— Вот Круглый и вбил клин в их дружбу, — с горечью говорит Александр Иванович. — Курнаков встал на сторону Круглого. Руки не стал подавать отцу, с выставками появились проблемы. Круглый, в свою очередь, тоже вес среди искусствоведов в Орле набирал. Приходилось и с ним считаться. А потому в Союз художников, куда отец по праву мог быть причислен, так и не попал.

По стопам

В 1999 году Ивана Семеновского не стало. Тяжелая контузия во время войны, три инсульта, которые он перенес практически на ногах, не прошли для него даром. Сыновья Александр и Валерий преподают в Малоархангельской школе историю и военную подготовку. Не забывают творчество своего отца: знакомят с ним юных школьников и гостей города. Внучка пошла по стопам деда: заканчивает художественно-графический факультет в Орле. Надежда трижды становилась лауреатом Курнаковских премий. Буквально за пару лет до смерти Курнакова он лично вручал ей награду.

— Передавай привет деду, — сказал он тогда. — Немного таких уже осталось.

— А дедушка умер, — услышал в ответ художник. Курнаков посуровел, развернулся и вышел. Фактическое примирение между ними состоялось, но, к сожалению, слишком поздно.

Полную версию статьи читайте на сайте «епресса».
«Орловская Правда»
26.06.2012

В нашей газете от 26 июня (№ 90) под рубрикой «Былое» был опубликован материал «Запоздалое примирение», посвященный малоархангельскому скульптору Ивану Семеновскому. Описываемые события полувековой давности, со слов родственников Ивана Семеновского, имели несколько недостоверных фактов, касающихся орловского искусствоведа Игоря Круглого, упоминаемого в статье.

Игорь Круглый не был лично знаком с Иваном Семеновским и никогда не вел с ним переписку. Личность и творчество Ивана Семеновского в беседах с Андреем Курнаковым он не обсуждал. Упомянутое в статье письмо орловский искусствовед не получал.

Кандидатскую диссертацию Игорь Круглый защищал по теме: «Пути развития изобразительного искусства Орловского края послевоенного времени», а не по творческой деятельности малоархангельского художника Николая Струнникова, как упомянуто в статье.

В связи с вышеизложенным журналист Роман Александров, написавший статью, получил выговор, а редакция газеты приносит свои извинения за недостоверную информацию.

«Орловская Правда»
07.07.2012