Home » История: с 1917 по 1941 г. г.

Малоизвестная речь М. И. Калинина на уездном съезде учителей в Малоархангельске (3 марта 1920 года)

27 января 2010 Нет комментариев

Калинин с коллективом сотрудников агитпоезда "Октябрьская революция"

… В марте 1920 года агитпоезд „Октябрьская революция”, или, как часто его называли, „ВЦИК на колесах”, побывал в Орловской губернии. „Обычно заезжали в губернский центр, а затем направлялись в уезды,— пишет в своих воспоминаниях Г. И. Петровский, ездивший вместе с Михаилом Ивановичем. — В простых крестьянских валенках, в поддевке, на „фордике” или на лошадях пробирались мы часто по непроходимым дорогам. Много раз застревали из-за бездорожья, и тогда в близлежащем лесу рубили хворост, чтобы переждать несколько часов у костра”. В одну из таких поездок М. И. Калинин заехал в небольшой городок Малоархангельск. В начале марта 1920 года здесь проходил уездный съезд учителей. В те годы еще далеко не вся интеллигенция поддерживала Советскую власть. Среди части ее, особенно среди сельской интеллигенции, еще живы были идеалистические народнические воззрения: большевики считались грубыми материалистами, которые уничтожают все идеальное, духовное.

Против подобных настроений направил М. И. Калинин острие своего выступления.

Михаил Иванович Калинин говорил о том, что только при новом, социалистическом строе человек сможет осуществить свои лучшие идеальные стремления — стать «кузнецом собственного счастья» и счастья всех людей.

Бюст Михаила Ивановича Калинина в Малоархангельске.Случилось так, что около полувека эта речь оставалась почти неизвестной. И вот совсем недавно стенограмму этого выступления мы обнаружили в фондах Центрального архива Октябрьской революции. Сейчас эта речь уже звучит по-новому: те мысли и высказывания М. И. Калинина, которые были нацелены на будущее, стали явью, давно осуществлены. Но по-прежнему все сказанное Михаилом Ивановичем в этом выступлении о роли учителя в коммунистическом воспитании — актуально и сегодня, имеет современное общественное звучание.
Павел ЗЫРЯНОВ, Георгий ПЕТРОВ
(источник — ?)

Речь М. И. Калинина на уездном съезде учителей в Малоархангельске

В каждом из нас сидит глубокое сознание, что, защищая пролетариат и крестьянские массы России, мы вместе с тем защищаем интересы лучшей части человечества, мы вместе с тем выводим человечество на широкую историческую дорогу, когда человек будет царем природы, когда будет иметься возможность развития самым высоким идеальным стремлениям человека. Разве при старом буржуазном обществе могли развиваться действительно идеальные высокие стремления? Разве могли развиваться любовь, братство, солидарность? Как могли развиваться такие стремления, когда весь мир существовал на взаимной конкуренции, когда для каждого человека было выгодно воспользоваться частицей труда другого человека?

…До сих пор человечество развивалось на борьбе классов… Рабочие же и крестьяне, захватив власть в свои руки, ставят развитие человечества на новые рельсы, на уничтожение классов, на превращение человечества в единый трудовой класс, который, несомненно, поведет и к единому интеллектуально-физическому труду. До сих пор физический труд отделялся от интеллектуального, до сих пор у нас было такое положение, что учитель учил крестьянских детей, получал от этого чахотку, а крестьянин, живя в деревне, в некультурной деревенской обстановке, совершенно забывал то, что учил. И учитель должен был сознавать, что и то небольшое знание, которое он давал, у крестьян совершенно терялось. Теперь пришло время, когда эти знания не только не должны теряться, но, напротив, с каждым годом должны больше развиваться. Школа будет преддверием науки, а в изучении науки будет проходить вся жизнь человека, ибо если раньше человечество развивалось на борьбе классов, то в настоящее время оно будет развиваться на непосредственной борьбе человека с природой…

Я смело могу заявить, что перед учительской массой в РСФСР в этой отсталой стране, по сравнению с западноевропейскими буржуазными государствами, раскрываются небывалые до сих пор перспективы. Только в настоящее время здесь у нас учителя могут развернуться вовсю и, надо прямо сказать, что наш успех в будущем коммунистическом строительстве будет зависеть от вас, учителей. Для многих, может, будет странно звучать «коммунистическое строительство», потому что многие до сих пор еще представляют коммунизм как зов в общий дом, в общую коммуну. Это совершенно ложное представление, по существу коммунистическое строительство распадается на бесчисленное количество отраслей — строительство трудовой школы, налаживание общественной больницы, детских приютов и т. д. Ведь это все непосредственное коммунистическое строительство. Тот фонарь, который будет освещать деревню в темную ночь — это ведь тоже коммунистическое строительство, то в нашей крестьянской России открыто широкое поле к коллективному строительству, в этом нет сомнения. Я вижу начало этого строительства, конца же буквально не вижу. И роль учителя, бывшего механического преподавателя, превращается в большую ответственную роль руководителя, вождя коммунистического строительства. Иной учитель даже сам себе ясно не представляет (коммунизма), а между тем он ведет к коммунизму; может быть, учитель сам является противником коммунизма, но по существу, если он хорошо учит крестьян, если он честно относится к своим обязанностям, он уже строит коммунизм, не будучи сам коммунистом. Скажите, какой учитель не захочет научить крестьян, как нужно наладить мельницу, чтобы она была не во владении одного кулака, а в общественном владении всех крестьян. Ни один честный учитель, придерживающийся старых демократических убеждений, никогда не будет против этого возражать. Я здесь видел торфяные разработки, разве не нужно задуматься о том, как рациональнее использовать этот торф, как сделать так, чтобы здесь было электрическое освещение, кинематограф, народный дом, и как сделать так, чтобы эта электрическая станция приносила доход не отдельному хозяину, а находилась бы в коммунальном хозяйстве, принося доход местной коммуне или государству…

Пора отбросить все ложные представления о коммунизме, распространяемые врагами. Конечно, и у вас бывают усердные люди, которые перебарщивают, которые, стремясь во что бы то ни стало, создать коммуну, принуждают ее организацию, и, конечно, эта коммуна разъезжается, и люди, попавшие в эту коммуну, не находят в ней то, что ищут. По существу же коммунизм — это всякое техническое улучшение, всякое новое изобретение. Вообразите, например, что у вас есть электрическая станция. Летом есть свободный ток, и вы пускаете в работу советский электрический плуг; что это, как не коммунистическое строительство? Или около вашей школы разработан великолепный общественный сад — это тоже коммунистическое строительство. Наконец, в самой школе вы должны приучить человека не только читать и писать, но и думать, и любить физический труд, — а ведь это одна основа мысли коммунизма… Мы сильны не знаниями, не дарованиями. Мы люди, как люди со всеми присущими людям ошибками и со всеми недостатками, присущими обществу. Мы сыны старой царистской России, заражены всеми (недостатками) этой России, вплоть до того недостатка, что мы горячо беремся за дело и очень быстро остываем. А теперь за два года этой борьбы, борьбы со всем буржуазным миром, у русского рабочего нашлась выдержка… Эта настойчивость дала свои результаты…

Раньше за границей русский был синонимом варварства, невежества, теперь каждый русский, попавший на фабрику, на завод за границей, служит предметом глубокого уважения и внимания. Западноевропейские рабочие буквально с религиозным чувством смотрят на русских рабочих и крестьян, и не только рабочие и крестьяне, но уже и интеллигенция все больше и больше начинает понимать, что мы боремся не только за интересы рабочих и крестьян России, а что исторически на нас выпала величайшая историческая задача. Достоевский когда-то сказал, что мы, русские, должны сказать миру новое слово. Мы не только сказали миру новое слово, но мы поставили мир на новые рельсы исторического развития человечества; мы, русские рабочие, впервые применили новые советские формы власти…

Сейчас мы победили на фронте, но сейчас же начинается новое сражение, которое как будто еще не началось, но которое по существу уже происходит, новое сражение на экономической почве…

Рабочие и крестьяне имеют колоссальный запас сил, только надо их правильно организовать и рационально использовать — и эта задача в большей своей части ложится на учителей… Мы сейчас уже издали декрет о всеобщей грамотности, потому что мы не можем дожидаться, пока у нас будет более образованное поколение, мы не можем дожидаться, потому что у нас бешеным темпом загорается экономическая борьба, в которой без знания и опыта победить нельзя. Советская власть может быть удержана только тогда, когда рабочие и крестьяне, даже при той голодовке, которую мы имеем, будут просвещаться. А на ком лежит выполнение этой огромной задачи? Только на учителях, учителях и учителях.

Одним словом, перед рабочими и крестьянами как будто стоят буквально невыполнимые задачи. Но последние два года показали нам, что мы выдержали такие препятствия, о которых никто не мог предполагать. Мы победили врагов, сильнейших нас… Теперь рабочие и крестьяне начинают себя осознавать… Теперь такие ученые, как Тимирязев, выбираются в Московский Совет рабочими города Москвы. Товарищи, семидесятилетний старик-ученый объявляет себя коммунистом, это что-нибудь да значит, это значит, что люди науки уже поняли, что на российский пролетариат, на рабочих и крестьян, на российские интеллектуальные слои пала огромная историческая задача, величайшая честь, о которой случайно предсказал Достоевский. И мы, товарищи, с этими задачами должны справиться.

К нам теперь приезжают англичане, французы. Они видят нищету, голод, холод, но, товарищи, ведь все великие идеи не делались в каменных палатах… И все великие мысли появляются в страданиях. И я уверен, что все великие мысли, которые появились по пути великих жертв, заслужат должную честь от будущего человечества… Я думаю, что не только хороша победа, как победа… Индивидуальное участие для каждого человека в этом процессе борьбы дает лучшее счастье. Тогда не будет места хныканью, скуке, жизнь делается так широка и глубока, что человек, проживший в это время год, полгода, переживет гораздо больше, чем иной в 70 лет. И я думаю, что всякий, кто хочет быть кузнецом собственного счастья, не ошибется, он найдет полное удовлетворение собственному «Я».

Малоизвестная речь М. И. Калинина на уездном съезде учителей в Малоархангельске
3 марта 1920 года
Публикуется поussr.0-ua.com

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.