Малоархангельск

О Никодиме Верхососенском, чудотворце и целителе (02)

В 1932-ом году Богоявленскую церковь власти закрыли для богослужений

Окончание. Начало здесь.

Никодим — прорицатель

Первый раз столкнулись с этим сельчане, когда собирался Никодим в очередное паломничество по святым местам. (Вообще за свою жизнь он 6 раз в Киев ходил, в Лавру, к святым мощам, и дважды — в Иерусалим, на Святую землю, причем, всегда до цели добирался пешком).

Когда схимонах очередных паломников, пришедших к нему, слушал, одной из женщин, которая тоже в Палестину собиралась, сказал Никодим: «А тебе не надо идти — не дойдешь». Как ни пыталась молодая, крепкая здоровьем женщина выяснить, почему она не дойдет, — ничего больше не сказал ей Никодим.

Не послушалась его паломница, пошла вместе со всеми в Палестину, а через две недели на одной из стоянок умерла — быстро, во сне, так и не дойдя до цели путешествия.

С тех пор никто из будущих паломников не рисковал больше так, как эта несчастная женщина.

Иногда в путешествиях сопровождала Никодима девочка — поводырь (по одним сведениям, её звали Дуня, по другим, это была Марфа, племянница — А.П.), но чаще он шел сам — один, постукивая посохом по земле. Те же, кто видел его в Палестине, говорили потом, что там он изучил каждую ложбинку, каждый бугорок, связанный с именем Господа, и находил все наизусть и наощупь.

Слух о Никодиме Верхососенском прошел по окрестным деревням и селам, до уездного Малоархангельска добрался. Часто к нему за помощью и советом знатные люди обращались — больные телом или душой. И для всех находил Никодим слова исцеления.

Незадолго до начала Первой Мировой войны сказал он как — то очередным своим просителям: «Скоро война великая будет, а зимой и смута еще страшнее придет. Но не увижу я ее. Меня похороните у храма Богоявленского, справа от дверей, у дороги. Похороны самые простые организуйте».

Смерть святого и то, что произошло потом

Умер схимонах Никодим (Комардин) в 1915 или 1916ом году. Незадолго перед смертью своей любимой племяннице Марфе два креста передал: «Береги их, намоленные они, тебе и детям твоим помогут» (по одному из рассказов, нашли Никодима в собственном доме с признаками насильственной смерти, слух потом по селу прошёл, что убили его родные племянники, польстившиеся на имевшиеся, якобы, у старца большие золотые нательные кресты — А.П.).

Похоронили Никодима при огромном стечении народа — так, как он завещал, но все же камень надгробный потом поставили — «Здесь покоится тело инока Никодима».

Когда соседи Никодима домой возвращались и хотели — в память о святом — из его родника воды набрать, увидели они, что нет воды в источнике — иссяк он внезапно после смерти хозяина дома.

Пришлось отныне ходить за водой опять далеко вниз, к самой реке.

После революции, пока церковь действовала, прихожане ее, храм посещая, не забывали о Никодиме — всегда к нему на могилу заглядывали и крестились, крестились.

В 1932-ом году Богоявленскую церковь власти закрыли для богослужений. Местные богоборцы забрались на колокольню и сбросили все пять колоколов вниз. Раскололись они с жалобным стоном, словно плакались — «Зачем вы с нами так?» Обломки бронзы отвезли потом на переплавку.

Иконы из иконостаса и с киотов из храма выбросили. Часть их сожгли, часть, разделив на доски, пустили на изготовление парт для учащихся Верхососенской школы. Одну из икон, пока местные активисты в храме орудовали, унесли к себе в дом два местных пацана — Сергей и Федор Головины. В доме младшего, Сергея Афанасьевича и стоит она до сих пор, вот уже 70 лет. Головин уверен, что икона эта, с Николаем Чудотворцем, жизнь ему на войне спасла.

Разломали богоборцы сельские красивую кованую ограду церковную, растащили ее по домам.

В 60-ые годы добрались было они и до могилы Никодима — слух прошел, что в ней крест золотой лежит, огромный.

Мародеры местные уже плиту надгробную сдвинули, землю до склепа вскрыли, когда старушки их застыдили: «Что ж Вы, ироды, делает? Какое золото? Ведь он нищий был, все, что имел, на себе носил, да и то раздал перед смертью».

Засмущались мародеры, забросали землю на место и плиту подвинули на склеп.

Еще через несколько лет председатель местного колхоза задумал конюшню строить. И ничего лучшего не придумал, кроме как пустить на фундамент ее надгробные плиты от Богоявленского храма.

Почти все они тракторами были свезены к месту строительства конюшни. Но тракторист, выполнявший это черное дело, на могильную плиту Никодима посягнуть не посмел. Она осталась на месте.

А еще через 10 лет усилиями двух местных верующих женщин на могилу Никодима была поставлена скромная металлическая ограда, существующая и доныне.

Настоятель Курской Коренной пустыни отец Вениамин, уроженец села Верхососенья, несколько лет назад начал богоугодное дело по восстановлению храма в селе Верхососенье, но потом дело застопорилось.

Жаль! Храм, у стен которого похоронен такой служитель Божий, как Никодим, достоин лучшей участи.

P.S. С момента написания рассказа прошло несколько лет, и с весны этого года, усилиями нескольких покровских благотворителей, сделавших солидные пожертвования, вновь начались работы по восстановлению Богоявленской церкви.

Александр Полынкин
Фото автора и maloarhangelsk.ru (2010 год)

Exit mobile version