Home » Культура

О Никодиме Верхососенском, чудотворце и целителе (02)

27 июля 2010 Нет комментариев

В 1932-ом году Богоявленскую церковь власти закрыли для богослужений

Окончание. Начало здесь.

Никодим — прорицатель

Первый раз столкнулись с этим сельчане, когда собирался Никодим в очередное паломничество по святым местам. (Вообще за свою жизнь он 6 раз в Киев ходил, в Лавру, к святым мощам, и дважды — в Иерусалим, на Святую землю, причем, всегда до цели добирался пешком).

Когда схимонах очередных паломников, пришедших к нему, слушал, одной из женщин, которая тоже в Палестину собиралась, сказал Никодим: «А тебе не надо идти — не дойдешь». Как ни пыталась молодая, крепкая здоровьем женщина выяснить, почему она не дойдет, — ничего больше не сказал ей Никодим.

Не послушалась его паломница, пошла вместе со всеми в Палестину, а через две недели на одной из стоянок умерла — быстро, во сне, так и не дойдя до цели путешествия.

С тех пор никто из будущих паломников не рисковал больше так, как эта несчастная женщина.

Иногда в путешествиях сопровождала Никодима девочка — поводырь (по одним сведениям, её звали Дуня, по другим, это была Марфа, племянница — А.П.), но чаще он шел сам — один, постукивая посохом по земле. Те же, кто видел его в Палестине, говорили потом, что там он изучил каждую ложбинку, каждый бугорок, связанный с именем Господа, и находил все наизусть и наощупь.

Село Верхососенье. Справа виден Богоявленский храм.Слух о Никодиме Верхососенском прошел по окрестным деревням и селам, до уездного Малоархангельска добрался. Часто к нему за помощью и советом знатные люди обращались — больные телом или душой. И для всех находил Никодим слова исцеления.

Незадолго до начала Первой Мировой войны сказал он как — то очередным своим просителям: «Скоро война великая будет, а зимой и смута еще страшнее придет. Но не увижу я ее. Меня похороните у храма Богоявленского, справа от дверей, у дороги. Похороны самые простые организуйте».

Смерть святого и то, что произошло потом

Надгробная плита на могиле НикодимаУмер схимонах Никодим (Комардин) в 1915 или 1916ом году. Незадолго перед смертью своей любимой племяннице Марфе два креста передал: «Береги их, намоленные они, тебе и детям твоим помогут» (по одному из рассказов, нашли Никодима в собственном доме с признаками насильственной смерти, слух потом по селу прошёл, что убили его родные племянники, польстившиеся на имевшиеся, якобы, у старца большие золотые нательные кресты — А.П.).

Похоронили Никодима при огромном стечении народа — так, как он завещал, но все же камень надгробный потом поставили — «Здесь покоится тело инока Никодима».

Когда соседи Никодима домой возвращались и хотели — в память о святом — из его родника воды набрать, увидели они, что нет воды в источнике — иссяк он внезапно после смерти хозяина дома.

Пришлось отныне ходить за водой опять далеко вниз, к самой реке.

После революции, пока церковь действовала, прихожане ее, храм посещая, не забывали о Никодиме — всегда к нему на могилу заглядывали и крестились, крестились.

Богоявленский храм. Село Верхососенье Покровского района Орловской областиВ 1932-ом году Богоявленскую церковь власти закрыли для богослужений. Местные богоборцы забрались на колокольню и сбросили все пять колоколов вниз. Раскололись они с жалобным стоном, словно плакались — «Зачем вы с нами так?» Обломки бронзы отвезли потом на переплавку.

Иконы из иконостаса и с киотов из храма выбросили. Часть их сожгли, часть, разделив на доски, пустили на изготовление парт для учащихся Верхососенской школы. Одну из икон, пока местные активисты в храме орудовали, унесли к себе в дом два местных пацана — Сергей и Федор Головины. В доме младшего, Сергея Афанасьевича и стоит она до сих пор, вот уже 70 лет. Головин уверен, что икона эта, с Николаем Чудотворцем, жизнь ему на войне спасла.

Разломали богоборцы сельские красивую кованую ограду церковную, растащили ее по домам.

В 60-ые годы добрались было они и до могилы Никодима — слух прошел, что в ней крест золотой лежит, огромный.

Мародеры местные уже плиту надгробную сдвинули, землю до склепа вскрыли, когда старушки их застыдили: «Что ж Вы, ироды, делает? Какое золото? Ведь он нищий был, все, что имел, на себе носил, да и то раздал перед смертью».

Засмущались мародеры, забросали землю на место и плиту подвинули на склеп.

Еще через несколько лет председатель местного колхоза задумал конюшню строить. И ничего лучшего не придумал, кроме как пустить на фундамент ее надгробные плиты от Богоявленского храма.

Почти все они тракторами были свезены к месту строительства конюшни. Но тракторист, выполнявший это черное дело, на могильную плиту Никодима посягнуть не посмел. Она осталась на месте.

Усилиями двух местных верующих женщин на могилу Никодима была поставлена скромная металлическая ограда, существующая и донынеА еще через 10 лет усилиями двух местных верующих женщин на могилу Никодима была поставлена скромная металлическая ограда, существующая и доныне.

Настоятель Курской Коренной пустыни отец Вениамин, уроженец села Верхососенья, несколько лет назад начал богоугодное дело по восстановлению храма в селе Верхососенье, но потом дело застопорилось.

Жаль! Храм, у стен которого похоронен такой служитель Божий, как Никодим, достоин лучшей участи.

P.S. С момента написания рассказа прошло несколько лет, и с весны этого года, усилиями нескольких покровских благотворителей, сделавших солидные пожертвования, вновь начались работы по восстановлению Богоявленской церкви.

Александр Полынкин
Фото автора и maloarhangelsk.ru (2010 год)

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.