Указатель губернских и уездных почтовых дорог в Российской Империи, составленный по новейшему учреждению почтовых дорог и станций г. Савинковым, с приложением дорожной карты был выпущен в СПб. в 1836. Удобный формат (в б. осьмушку), 36 гравир. страниц; указатель принадлежал к типу «дорожников», какими пользовались путешественники в те годы, когда единственным способом дальних передвижений была почтовая гоньба.
Гоголь так отзывался в журнале Современник об издании:
Книжка издана довольно укладисто для дороги, хотя бы можно издать еще укладистее. Карту не нужно особенно и в большом виде, в дороге нечего разворачивать, лучше придумать как-нибудь поместить ее в страницах самой книги хотя по частям, а еще лучше соединить [описание с топографиею].
(Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 8. Статьи)
На почтовой станции Малоархангельска лошади жуют овёс, смотритель спит за конторкой, мальчишки поглядывают за околицу: не поднимается ли пыль, не едет ли повозка с путешественником — Тарачковым или Пушкиным, к примеру.
41-я губернская почтовая дорога Воронеж — Орёл
Немного истории почтовых дорог
Губернскими или большими почтовыми дорогами называются те дороги, по коим имеют почтовое сообщение Губернские города, сообщается в самом начале Указателя. Почтовая служба в России не только возила почту, провоз путешественников на длинные расстояния составлял немалую часть её дохода. Другого удобного способа передвижения путешественникам было не найти.
Удовольствие преодоления расстояний было небыстрым и довольно существенно облегчало карман. В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих — по 12 копеек за 10 вёрст пути, в 1827 цена меняется: по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром) за одну лошадь на версту. В 1831 году добавляются новые сборы:
За провоз проезжающих по государственной нужде почтосодержатель получает обыкновенные прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции повозку — по 12 копеек, за подмазку колес у собственных экипажей, у карет, колясок и бричек — по 12 копеек, у кибитки и телеги — по 6 копеек, сало и деготь должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям по 6 копеек.
Положение от 25 октября 1831 года
О скорости передвижения можно судить по путешествию Тарачкова в начале 60-х годов 19 века: от Орла до Малоархангельска (73 версты или 78 км) он добрался почтовыми лошадьми за день. И до Ливен день. Нечего даже и говорить: есть время хорошенько поразмыслить о происхождении торфа, устройстве быта, смысле жизни и прочих полезных вещах.