Малоархангельск в указателе губернских почтовых дорог 1836 года
Указатель губернских и уездных почтовых дорог в Российской Империи, составленный по новейшему учреждению почтовых дорог и станций г. Савинковым, с приложением дорожной карты был выпущен в СПб. в 1836. Удобный формат (в б. осьмушку), 36 гравир. страниц; указатель принадлежал к типу «дорожников», какими пользовались путешественники в те годы, когда единственным способом дальних передвижений была почтовая гоньба.
Гоголь так отзывался в журнале Современник об издании:
Книжка издана довольно укладисто для дороги, хотя бы можно издать еще укладистее. Карту не нужно особенно и в большом виде, в дороге нечего разворачивать, лучше придумать как-нибудь поместить ее в страницах самой книги хотя по частям, а еще лучше соединить [описание с топографиею].
(Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 8. Статьи)
Протяжённость 41-й губернской почтовой дороги Воронеж – Орёл в начале 19 века составляла 336 верст (358 км), её путь отличался от современного. От Дроскова через Верхососенье почтовые брички попадали на Ивань, затем в Губкино, останавливались в Малоархангельске, а далее катились в направлении нынешней Александровки. Эта дорога будет существовать до начала 60-х годов 19 столетия, затем путешественники двинутся по новому пути (найти карту), который сокращает дорогу от Орла до Ливен на 20 км.
На почтовой станции Малоархангельска лошади жуют овёс, смотритель спит за конторкой, мальчишки поглядывают за околицу: не поднимается ли пыль, не едет ли повозка с путешественником — Тарачковым или Пушкиным, к примеру.
41-я губернская почтовая дорога Воронеж — Орёл
Немного истории почтовых дорог
Губернскими или большими почтовыми дорогами называются те дороги, по коим имеют почтовое сообщение Губернские города, сообщается в самом начале Указателя. Почтовая служба в России не только возила почту, провоз путешественников на длинные расстояния составлял немалую часть её дохода. Другого удобного способа передвижения путешественникам было не найти.
Удовольствие преодоления расстояний было небыстрым и довольно существенно облегчало карман. В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих — по 12 копеек за 10 вёрст пути, в 1827 цена меняется: по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром) за одну лошадь на версту. В 1831 году добавляются новые сборы:
За провоз проезжающих по государственной нужде почтосодержатель получает обыкновенные прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции повозку — по 12 копеек, за подмазку колес у собственных экипажей, у карет, колясок и бричек — по 12 копеек, у кибитки и телеги — по 6 копеек, сало и деготь должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям по 6 копеек.
Положение от 25 октября 1831 года
О скорости передвижения можно судить по путешествию Тарачкова в начале 60-х годов 19 века: от Орла до Малоархангельска (73 версты или 78 км) он добрался почтовыми лошадьми за день. И до Ливен день. Нечего даже и говорить: есть время хорошенько поразмыслить о происхождении торфа, устройстве быта, смысле жизни и прочих полезных вещах.