«Мой дом, мой мир»: пробуждение чувства патриотизма в процессе приобщения юных читателей к истории и культуре родного края
«Если взглянуть на карту Орловской области, то в самой южной ее части можно увидеть две синие извилистые нити. Это истоки небольшой речушки Неручь и реки Сосны. Между ними, на равном удалении, и расположился небольшой городок Малоархангельск. Но он не затерялся на просторах Среднерусской возвышенности. Находясь на большом удалении от крупных городов и не имея вблизи равных поселений, этот город является культурным и хозяйственным центром сельскохозяйственного района. Издавна он жил тихой и спокойной жизнью.
А если поехать от него по северо-восточной дороге, миновать старый Беленький пруд, подняться на высокий холм, оставить справа Онегинский лес, а слева — небольшую березовую рощу, то прямехонько попадешь сюда, в Александровку».
Вот примерно так я начинаю знакомить своих юных читателей с родным краем.
Именно здесь, в Александровке, находится Ленинская сельская библиотека, где я работаю, и краеведение — одно из основных направлений моей работы. Я считаю, что краеведение — это форма познания мира. Краеведение будит интерес и уважение к истокам, к истории, к родной земле и ее природным особенностям.
Читатели детского возраста не просто посещают библиотеку, но и являются самыми активными моими помощниками в подготовке и проведении мероприятий различного характера, будь то 100-летний юбилей библиотеки или обычный познавательный час.
Чувство ответственности перед историей своего края, ее культурой не возникает в человеке само по себе. Его нужно воспитывать с детства, пока ребенок доверчив и любознателен. И здесь невозможно обойтись без библиотеки как хранилища народной памяти.
Разве деревенским ребятишкам не интересно знать, да и не просто знать, а уметь рассказать любому впервые приехавшему в деревню, что деревня Александровка — некогда село — исстари была вотчиной князей Куракиных. Село было основано предположительно при сыне Бориса Ивановича Куракина — Александре Борисовиче (1697-1749г.г.) и названо в его честь. Тогда же в селе возвели деревянную церковь во имя святого Александра Свирского. В 1782 г. село перешло к князю Алексею Борисовичу Куракину, и 2 августа 1801 года при въезде в село с северной стороны, «на опушке превосходной березовой рощи, посаженной 30 лет назад», заложили каменную церковь. Старый же деревянный храм князь пожертвовал на кладбище города Малоархангельска с тем условием, чтобы обыватели перенесли базарный день с субботы на понедельник, а в субботу ездили торговать в Преображенское-Куракино. В 1819 г. князь Алексей Борисович в знак памяти, любви и преданности покойному брату учредил при Александровской церкви богадельню для 24-х престарелых мужчин и женщин, а также церковно-приходское училище для дворовых детей и крестьян. По преданию, крестьяне нашего села были переселены из Владимирской губернии. До сих пор сохранился характерный «окающий» акцент.
В начале 19-го века в селе было открыто первое в уезде промышленное предприятие — кирпичный завод. В ту пору гончарное ремесло процветало в наших краях и крестьяне, владевшие им, крепко становились на ноги и стремились дать образование своим детям. Особенно развито гончарное ремесло было в Верхней Гнилуше. Уже в 20-ом веке лепили из глины Коршунов Фёдор Семёнович, Хохлов Фёдор Артемьевич, Мадеев Кузьма Васильевич и другие. А часть Верхней Гнилуши и людей, проживающих там, до сих пор называют «горшколяпы». И хотя мастеров уже не осталось, как не найдёшь и гончарных кругов и глинообжигающих печей, но сохранились некоторые изделия, которые находятся в так называемом «Уголке крестьянского быта», созданном в библиотеке в 1998 году. Имеются в «Уголке» и полотенца-рушники, бережно вышитые крестиком и гладью женщинами, когда-то проживающими здесь. Уходят в прошлое их фамилии и имена, но предметы бережно хранят память о них. Дети, приходящие в библиотеку, охотно посещают «Уголок крестьянского быта», для которого теперь выделена отдельная комната. Юные читатели подолгу засиживаются там и могут прикоснуться к старине руками в прямом смысле. Я же пытаюсь обучить детей умению провести экскурсию и рассказать о тех предметах старины, которые предстают взору пришедших (пряха, валёк, лапти, ухват и др.) И приятно слышать: «А у моей бабушки есть тоже прялка. И она прядёт!»
К сожалению, нет теперь тех старых мастеров, но есть более молодые. И пусть они не умеют лепить горшки, но они освоили вышивку крестиком, умеют вязать и плести из лозы. Поэтому с 2004-го года в библиотеке появилась своеобразная «Картотека умельцев». Пусть их имена знают и помнят потомки!
А мы теперь уже с юными читателями пытаемся освоить вышивку на занятиях кружка «Мастерская Марьи Искусницы». В некотором смысле этот кружок тоже воспитывает юных краеведов. Занятия требуют сбора различных природных материалов для будущих поделок. Пригодятся шишки, жёлуди, листья, ветки, ракушки. Потом всё это клеится, красится — возникают причудливые композиции.
Читатели, увлеченные краеведением, нуждаются в особом подходе, подчас индивидуальном. Молодому поколению нужно помочь включиться в краеведческий поиск. К сожалению, литературы по местному краеведению не очень много, порой хочется знать больше.
Вслушайтесь, разве не интересно звучит: Майская зорька, Наумкин овраг, Заячья лужа, Ливадия, Мурашиха, Марьин колодец, Алёшин сад, Волчий шлях… В деревнях каждый уголок имеет свое название. Уже никто и не помнит, почему оно именно такое. Невольно задумываешься сам, а когда рассказываешь детям, то у них обязательно возникает вопрос «Почему так?». Интересным был час общения «Кто есть я, откуда я родом». Наши предки, чтобы дать название месту, опирались не на отвлеченные или случайные понятия, каждое название имело смысловую значимость, названия воплощают вековую наблюдательность народа. Эти названия хранят богатый материал об истории мест, о природных условиях и поэтому являются важным источником познания родного края. Глубоко проникнуть в тайну названий не всегда получается, но это дает возможность детям мыслить, искать и находить.
Нам стало известно, что «Наумкин овраг» назван так потому, что здесь когда-то жил зажиточный крестьянин по имени Наум, а едва заметные кирпичи в тени деревьев — то место, где стоял его дом.
«Марьин колодец». Легенда гласит: захотелось Марьюшке, работавшей в поле, водицы испить. Подошла женщина к срубу, а вода — глубоко, наклонилась Марьюшка, и неведомая сила утащила ее на дно, и крикнуть не успела — поглотил ее колодец, и тела не нашли.
А в «Алешином саду», где жил дед Сысой, до сих пор можно и яблочка набрать, и вишнями полакомиться.
Лес «Мурашиха». Его название похоже на Муравский шлях. Не исключено, что вокруг леса проходила в древности одна из дорог, поскольку место обладает великолепным свойством, присущим большим шляхам: быть видимым на много верст вперед. Это одна версия. Другая такова: в давние времена шастала по лесу разбойничья банда во главе с дедом Мурашом и грабила проезжающих, набеги на богачей совершала.
Разыскания в области местной топонимики продолжаются…
И еще… Больно щемят сердце слова: «Ушедшие и уходящие в небытие деревни». Сколько их? Онегино, Желудки, Волчанский — названия— то какие! Тихо и незаметно уходят они из нашей памяти… А ведь среди живущих когда-то в этих деревнях есть еще бабушки и дедушки тех, кому сегодня нет и четырнадцати. Эти деревни стояли века: их защищали, в них жили, любили, растили детей. Мы не в силах спасти погибающие деревни, но мы должны, нет, обязаны сохранить память о них.
Что нам надо сделать? Начало положено. В 2008 году проведен час памяти ушедших деревень «Чтобы помнить, откуда я родом». Готовясь к нему, дети с увлечением записывали рассказы бабушек и дедушек о тех деревнях, которых уже нет.
Боевая слава Отечества — основа воспитания патриотизма. Практически нет уголка на всей огромной территории страны, где бы наши предки не отстаивали ее честь и независимость с оружием в руках. Есть в библиотеке постоянно действующая выставка «Летопись Великой битвы». При ее просмотре у юных читателей вызывает особый интерес раздел «Отголоски войны». Здесь можно увидеть то, что до сих пор на полях хозяйства выпахивают местные жители — осколки от снарядов, гильзы.
Знают дети имена земляков — Героев Советского Союза Федякова Ивана Лаврентьевича и Яшина Николая Ивановича. Их бюсты можно увидеть у здания Дома культуры. Стихотворение нашего земляка Анатолия Семеновича Дмитриева «Парень из нашей деревни» посвящено Н. И. Яшину.
Дети являются непременными участниками митингов в День Победы 9 Мая у братской могилы, предварительно помогают навести здесь порядок, разучивают стихотворения к празднику.
Еще совсем недавно, когда оставались в живых ветераны Великой Отечественной войны, в День Победы проходило их чествование. Теперь библиотекарь с детьми посещает тех, кого называют «несовершеннолетние узники». Некоторым из них в ту пору было столько же, сколько теперешним школьникам.
В ближайшее время не без помощи детей я планирую создать альбом-воспоминание «Тропинками войны уходит детство…». Год за годом их становится всё меньше, а значит, и у нас времени мало, чтобы собрать необходимый материал. И здесь очень кстати известные слова древнего мудреца: «Если не я, то кто же, если не теперь, то когда же». Молодому поколению должна быть не безразлична жизнь наших предков, их военные подвиги, богатая история и культура.
Диапазон исторического краеведения широк. Близки к героическим подвигам трудовые. Люди труда, проживающие в деревне, заслуживают глубокого уважения. Ведь Россия строилась и держится трудом ее граждан. В папку-накопитель «Прославлены трудом» собираются материалы, где особое внимание уделяется конкретным людям, оставившим заметный след в истории хозяйства, а значит, и страны. Дети охотно посещают встречи с такими людьми, внимательно слушают историю их жизни.
Мы живём в Орловской области, богатой литературными традициями. Необходимо знакомить детей с жизнью и творчеством известных писателей-земляков: Тургенева и Лескова, Бунина и Андреева, Фета и др. С детьми мы заочно путешествуем по литературному Орлу, гуляем неведомыми тропами «Бежина луга», пытаемся ощутить аромат «Антоновских яблок», представляем выдуманную автором подкованную блоху, мысленно рисуем картину, когда:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запах неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
От вершин скользя к вершинам,
Ветр ползет лесною высью.
Слышишь ржанье по долинам?
То табун несется рысью.
Особое место в работе библиотеки занимает экологическое краеведение. Клуб юных любителей природы «Лесовичок» — это своеобразное предложение любознательным окунуться в мир загадок и тайн родной природы. Еще Михаил Пришвин писал: «Я сорвал цветок — и он завял, я поймал жука — и он умер у меня в ладони, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Так и мы вместе с детьми учимся любить родную природу, недаром девиз клуба — «Сбережем природу вместе».
Любовь к родной природе — первый душевный импульс, побуждающий читателя обращаться к изучению малой Родины. Человек с детства узнает, что природа воздаёт сторицей людям за их любовь и мстит за небрежение и безразличие.
Я стараюсь всегда иметь в близком доступе литературу обо всем живом, что окружает детей в поле, в лесу, на речке. Путем практических экскурсий мы знакомимся с природой родных мест, составляем гербарий «Растения нашего края». Пополняем знания на мероприятиях, проводимых в рамках клуба, таких, как викторина «Ты, я и природа», познавательно-игровая программа «В гости к Боровику», беседа «Будь природе другом!».
Работа по краеведению нужная, интересная и всегда будет востребована. Поэтому у библиотекарей, увлеченных своим делом, я думаю, есть много задумок и планов на будущее. Так и у меня есть еще одна мечта — создать летопись ушедших и настоящих деревень. И поместить в ней рассказы о славных делах наших предков, свидетельства старожилов, переживших все тяготы деревенской жизни.
Надо не откладывать это важное дело, пока еще есть люди, не забывшие прошлого и готовые поведать нам о нем. И самыми активными участниками в сборе материала пусть будут дети. Именно краеведческая работа воспитывает чувство патриотизма у юных читателей.
Комракова Татьяна Владимировна, библиотекарь Ленинской сельской библиотеки Малоархангельского района Орловской области
2 июня 2009 года
Выступление на III-ей творческой лаборатории детских и школьных библиотекарей Орловской области (2009 г.) «Краеведческая деятельность детской библиотеки: традиции и новации».
Текст даётся по отчёту областной детской библиотеки им. М.М. Пришвина prishvinka.narod.ru/metodist2.html.
Уважаемая Татьяна Владимировна предки моих родителей как раз и были теми людьми кого князь Куракин обменял на собак во Владимирской губернии.По рассказам моего отца Синякова Василия Васильевича рожденного в 1906г.Он это слышал от своих предков.Родился отец в д.Каменка Малоархангельского района.Очень хотелось бы побольше узнать о своих предках.Моя мама также родилась в Орловской Губернии Мненски р-он с.Подмокрое.Потом у деда приход был в Ливнах,а потом в Столбецком.Ее отец Дудин Иван Павлович(Барышников,)Сначала был земским учителем,а потом стал священослужителем.В 2009 г мы были в Столбецком видели разрушенную церковь.Мама моя 1909г училась в церковно-приходской школе.Окончила 4 класса.Если Вы что то знаете напишите пожалуйста. Мой адрес. mariydudin@yandex.ru и еще стихотворение которое читал мне отец:
На лесной опушке домик небольшой
Жил давно когда то там старик седой
Знал он где какая птичка гнезда вьет
Просеки,дорожки знал на перечет
Ах какой охотник был до соловьев
Всю то ночь казалось слушать он готов
*Дедушка,голубчик,сделай нам свисток,
Дедушка найди нам беленький грибок,
Обещал ты дедка сказку рассказать,
Посулил ты,белку дедушка поймать!*
*Ладно,ладно детки дайте только срок-
Будет Вам и белка,будет и свисток!*
И,смеясь рукою дряхлой гладил он
Детские головки,белые как лен
Я просто поражён прочитав это стихотоворение.Мне бабушка тоже его читала,…Дедушка голубчик сделай мне свисток…...только оно чуть было изменено,но смысл тот же.Я сразу вспомнил, как прочёл эти строки стишка.Моя бабушка родилась и всю жизнь прожила в Малоархангельском районе.1898 года рождения.Д.Верхняя Гнилуша
Я задавала вопрос по поводу обмена 20 семей из Владимирской губернии в Орловскую Князем Куракиным.Что Вы можете по этому поводу пояснить?
Дед, мой жены -Лукьянов Александр Иванович (1929 г. рожд.) родился и проживал в д. Каменка, его отец Иван Петрович (1910 г.) дед Петр Афанасьевич, все жили в Каменке а вот Афанасия или Лукьяна и поменяли на борзых (по словам деда, это очень известная история)(кстати его предка потом Куракин отправил в Францию учиться на стекольщика).