По следам одной жалобы (1982)
В райком профсоюза работников сельского хозяйства в декабре поступило письмо из колхоза «Память Ленина», которое подписали 11 человек.
В письме — крик души «кочегаров-истопников», обслуживающих водогрейные котлы ХВН-300, установленные на животноводческих фермах. Мы, мол, постоянно находимся на работе, но за нее нам платят всего ничего — 30 рублей.
Если это действительно так, то ведь это безобразие! Может ли человек кормить семью, получая лишь 30 рублей.
Выезжаем на место, разбираемся. Выясняется следующая картина — работа в качестве «кочегаров-истопников» — составная часть дневной нагрузки слесаря животноводческой фермы.
Действительно, оплата за обслуживание котла составляет 30 рублей. А зарплата слесаря Покровской МТФ Саврилова Алексея Николаевича, например, складывается из оплаты за обслуживание двух котлов, навозных транспортеров и автопоилок в двух коровниках. Кроме этого, он получает за обслуживание мехдойки и водокачки, выполнение других работ. Зарплата его в ноябре составила 206 рублей 80 копеек. Слесари Мишковской фермы Седов Владимир Иванович и Акимов Павел Егорович заработали соответственно за этот месяц по 226 и 175 рублей. У подавляющего большинства слесарей зарплата свыше 100 рублей.
Выходит, жалоба необъективна? Пытаемся выяснить причины ее породившие. Их несколько. Вот они.
Первая — люди не знают своих должностных обязанностей. Вторая — инженерная и экономическая службы колхоза не довели людям Правила внутреннего трудового распорядка, режим дня. Люди не знают, сколько времени они затрачивают на нагрев котла. Третья — нездоровая: а почему не потребовать надбавки за обслуживание котла, ведь платят же ночному сторожу 10 рублей только за то, что затапливает котел, чтобы согреться самому. Вот и получается: экономист не довел нормы рабочего времени, инженер — распорядок дня, людям не разъяснено, что он должен ежедневно делать и сколько он за это получит, а профком колхоза занимает созерцательную позицию. Вот и пошла жалоба.
А проблема выеденного яйца не стоит, она просто разрешима на месте.
Ответ целой группе колхозников на их письмо через газету — не самоцель.
Такие случаи стали типичными: при малейшей неясности, обиде, недоразумении рождаются жалобы в журнал «Человек и закон», в газету «Сельская жизнь», в Министерство и т. д. Даже когда факты, излагаемые в жалобах, вопросы, поднимаемые в них, верны, то все равно они устраняются, в первую очередь, на месте. Просто надо ставить эти вопросы принципиально, по-деловому.
Профсоюзным комитетам, колхозным органам нужно постоянно анализировать причины, порождающие жалобы, принимать действенные меры по их предупреждению, устранению недостатков.
И. Рудов
Председатель райкома Профсоюза работников сельского хозяйства
Районная газета «Звезда»
07.01.1982