Депутат Сергей Борзёнков за единство слова и дела
В декабре исполнится год, как Орловский областной совет народных депутатов работает в обновленном составе. Это тот срок, когда уместно подводить первые итоги работы, говорить о планах. О ключевых моментах деятельности депутатского корпуса, его трудовых буднях — наш разговор с заместителем председателя комитета по вопросам местного самоуправления, связям с общественными объединениями и средствами массовой информации Орловского областного совета народных депутатов Сергеем Борзёнковым.
— Сергей Петрович, односельчанам вы все же больше известны как руководитель одного из успешных сельскохозяйственных предприятий Орловской области — ООО «Дубовицкое». В подтверждение этих слов — приезд к вам в хозяйство три года назад экс-президента России Дмитрия Медведева. Насколько изменился ваш ритм жизни с началом депутатской деятельности?
— Работы, конечно, прибавилось. Но главное, скорее, не в этом, а в возросшем уровне ответственности. Масштаб принятия решений уже другой, не на уровне отдельно взятого предприятия. Комитетами проводится большой объем предварительной работы по разработке региональных законопроектов. Чтобы закон был живым, работающим, необходимо вовлечение в его обсуждение всех заинтересованных сторон. Нередко для объективного анализа ситуации приходится выезжать в районы и обсуждать вопросы, как говорится, на земле.
К примеру, в сентябре выездное заседание комитета по вопросам местного самоуправления прошло в Ливнах. К сожалению, основной проблемой на местах по-прежнему остается недостаточное финансирование — когда средства, консолидированные в бюджетах муниципалитетов, не соответствуют объему закрепленных за ними полномочий. Так, практически во всех муниципальных образованиях в силу износа остро стоят вопросы ремонта водопроводов и канализации, приведения в должное состояние полигонов для твердых бытовых отходов. Чтобы решать эти вопросы, нужны средства, и немалые. У муниципалитетов на это денег не хватает. Наша задача как депутатов состоит в том, чтобы правовыми инструментами постараться выправить ситуацию: когда полномочия муниципалитетов будут не просто юридически закреплены на бумаге, а подтверждены реальными деньгами в бюджетах.
— На ваш взгляд, какая из законодательных инициатив, принятых областным советом, будет иметь наибольшее влияние на развитие региона?
— Все, что принято, должно работать в интересах простых людей. За этот неполный год областным советом разработано одиннадцать новых региональных законов. В их числе — законы о прямых тайных выборах губернатора, о бесплатной юридической помощи, о порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку. Для улучшения демографической ситуации в регионе принят Закон «О ежемесячной денежной выплате на ребенка». Согласно ему семьи, где в новом году будет рождаться третий и последующий ребенок, имеют право на получение дополнительных денежных средств. Ориентировочно в 2013 году эта сумма ежемесячно составит 5120 рублей. Выплата привязана к размеру величины прожиточного минимума для детей в регионе. По нашим прогнозам, уже в следующем году воспользоваться правом на выплату смогут порядка 450 семей. При этом расходы только областного бюджета составят более 2,7 миллиона рублей. Львиная доля средств поступит из федерального бюджета. Общий объем запланированных на выплату средств — более 27 миллионов. Получать такие выплаты семьи смогут до достижения трехлетнего возраста их младшего ребенка.
— С какими вопросами чаще всего обращаются к вам жители на депутатских приемах?
— Идут с наболевшим. Как правило, это вопросы социального характера — обоснование начислений жилищно-коммунальных платежей, транспортное сообщение отдаленных деревень с районными центрами. Иногда обращаются за разъяснением каких-либо житейских вопросов. Это особенно заметно в общественной приемной. В таких обращениях просматривается работа местных властей. Где власть открыта для взаимодействия с людьми, ведет с ними диалог, пытается реально помогать, там и обращений немного — большинство вопросов решается на муниципальном уровне. Где же есть проблемные зоны взаимодействия власти с людьми, оттуда и большой поток обращений.
— Работа депутатского корпуса предусматривает финансирование мероприятий в рамках программы наказов избирателей. На что был направлен выделенный вам депутатский миллион?
— В основном на изготовление проектно-сметной документации. Это важно с позиции выстраивания в районах, испытывающих постоянный финансовый голод, инфраструктуры. Чтобы районам сегодня реализовать какой-либо инфраструктурный проект (будь то строительство или ремонт дороги, строительство водопровода или фельдшерско-акушерского пункта), необходимо изготовить проектно-сметную документацию. Она является определяющей, дает возможность при наличии целевых программ привлечь средства регионального или федерального бюджета. Но обходится такая документация очень дорого. Так, только на изготовление проектно-сметной документации на строительство артезианской скважины и сетей водопровода в поселке Прогресс Малоархангельского района пошло 250 тысяч рублей.
Примерно в такую же сумму обошелся и ремонт системы водоснабжения в населенных пунктах Дубовицкого сельского поселения. Учитывая, что наш избирательный округ является одним из самых больших по территории и охватывает сразу три района области, часть средств пошла в Глазуновский и Троснянский районы.
— В последнее время на сессиях областного совета часто поднимается тема реорганизации сельских школ. К примеру, парламентариев всерьез озаботила судьба Губкинской школы Малоархангельского района. Ее планировали из средней общеобразовательной сделать основной, т. е. обучение в 10–11-х классах перевести на базу другой школы. Ваше отношение к реорганизации сельских школ?
— Смотря какие цели преследуют эти дебаты. Если мы говорим о необходимости качественного образования сельских детей, то вряд ли есть другой путь. К сожалению, сегодня оппоненты вопрос реорганизации школ выдергивают как самостоятельный, не связанный с общей тенденцией развития сельских районов. Однако общая ситуация характеризуется закономерным сокращением количества сельских жителей. Это не только российская, это общемировая практика. И не последних десяти или двадцати лет. В качестве иллюстрации процесса приведу такой пример. Когда я пошел в школу в 1970-годах, у нас на территории двух колхозов близ деревни 2-я Ивань Малоархангельского района было семь школ, уже в 1980-х годах осталось только две. Конечно, где есть школы, нужно оставлять как минимум начальное звено, чтобы дети были рядом с домом. Но в старших классах акцент в первую очередь нужно делать не на близость к дому, а на качество образования. Важно, чтобы по уровню знаний сельские дети не уступали городским школьникам. Глубоко убежден, что образование никогда не станет качественным, когда в школе три ученика и все предметы преподает один учитель.
Нужно понимать, что от школ и иных детских учреждений никто отказываться не собирается. В качестве примера вернусь к программе наказов избирателей, куда помимо разработки проектно-сметных документаций заложили и средства на ремонт кровли Каменской средней общеобразовательной школы. Кроме этого, мы находим возможность помогать и от предприятия. Той же Каменской школе помогли с приобретением электрошкафа для столовой. Оказали материальную помощь Ивановской средней школе и Малоархангельскому дому детского творчества.
— Наша встреча проходит накануне общенационального праздника — Дня народного единства. Что бы вы хотели пожелать односельчанам?
— Единства мысли, слова и дела. Только так, совместными усилиями, мы сможем реально улучшить жизнь.
Интервью взял Вячеслав Маланичев
Районная газета «Звезда»
31.10.2012