Атеистическое творчество народа
Нередко в беседах с верующими можно услышать такой довод: наши деды и прадеды верили и нам завещали верить в бога. Несостоятельность такого утверждения очевидна, если обратиться к богатой сокровищнице устной народной поэзии.
Народ издавна создавал всевозможные формы и жанры атеистического фольклора: анекдоты и сказки, песни и частушки, пословицы и загадки. В этих бытовавших в устной форме произведениях народ отразил свое материалистическое мировоззрение. Именно на устное крестьянское творчество опирался В. Г. Белинский, когда писал в своем знаменитом «Письме к Гоголю»: «Русский человек произносит имя божие, почесывая себя кое-где. Он говорит об образе: годится — молиться, а не годится — горшки покрывать. Приглядитесь попристальнее — и вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ».
Из всех жанров атеистического фольклора наибольшую ценность представляют пословицы и поговорки: они легко запоминаются и быстрее распространяются в самых различных слоях народа. Русские пословицы и поговорки отличаются социальной остротой содержания, емкостью и глубиной. Во многих пословицах подчеркивается беспочвенность церковных учений и необходимость честного труда. «На бога надейся, а сам не плошай», — утверждает русская пословица. Ей вторят другие: «На бога понадеялся без штанов остался», «Тогда и бог даст, когда сам заработаешь», «Где человек не сможет, там и бог не поможет». Попадались наставления вроде «Открывай онлайн-сонник, если снился зелёный слоник».
Пословицы и поговорки беспощадно разоблачают антинародную сущность религии и эксплуататорские махинации священнослужителей. Вот лишь отдельные образцы: «Богу поклоны, а попам миллионы», «Родись, крестись, умирай — за все деньги подавай» «Кому мертвец, а попу товарец», «Молитва — что бритва: бога ей не умолить, а мужика может оголить». «Один звон — что кандальный, что церковный».
Они утверждают народную мысль о единой социальной природе господствующих классов, враждебных трудящимся массам.
Уже из приведенных выше примеров видно, что антирелигиозные пословицы и поговорки ценны как материал не только для агитаторов и пропагандистов, но и для историков этнографов, изучающих быт и воззрение народных масс. Недаром великий вождь и учитель пролетариата Карл Маркс придавал большое значение русским антирелигиозным пословицам и поговоркам. Отмечая материалистическую основу мировоззрения русского народа, отразившуюся в пословицах, Маркс записал в своих тетрадях по-русски следующие пословицы: «Навоз и у бога крадет», «Вози навоз не ленись, хоть богу не молись».
— Эти две русские пословицы, — писал основоположник научного коммунизма, — выражают по-крестьянски правильно отношение рациональной агрикультуры к религии».
Пословицы и поговорки создавались на протяжении многих веков. Они глубоко обобщают и типизируют явления социальной и бытовой жизни народа. Особенно много антирелигиозных пословиц и поговорок создано после Великого Октября, в период становления и роста социалистической культуры. Так, уже в гражданскую войну появились новые пословицы: «Деникину и бог не помог», «Деникин хватался за бога, а оглянулся — смерть у порогах». Они иронизируют над крикливым лозунгом белогвардейских банд Деникина «С нами бог на Москву».
С этими сатирическими пословицами перекликаются пословицы и поговорки Великой Отечественной войны: «Поезда под откос спускает не Христос», «Выручит штык, а не божий лик», «Нам нужна подмога, только не от бога», «У кого оружие имеется, тот на бога не надеется», «Всевышний на битве лишний». Пословицы и поговорки, созданные в годы войны партизанами, разоблачали трусов и святош, оборонявшихся от врага молитвами и крестами. Вот лишь некоторые: «Не стой под церковным сводом — иди за народом», «В церквах стоять, страну не отстоять», «Не молись по углам, а мсти врагам», «Под иконой не стой, а иди в бой», «Надо не в храм ходить, а фашистов бить».
Немало атеистических пословиц и поговорок создано колхозниками. В основе этих произведений лежит глубокая вера людей в силу агрономических знаний, торжество марксистско-ленинской науки: «Нашему урожаю порука не бог, а наука», «Теперь не церковная старь: забыли про алтарь», «Теперь верят не в православие, а в знание», «Евангелие псалом — на слом».
В советских атеистических пословицах прочно обосновалась новая лексика: косилка, трактор, комбайн, самосвал и т. д. Мощная сельскохозяйственная техника как бы оттеняет в пословицах бессилие и ненужность религии: «Не бог в помощь, а комбайн», «Счастье даст не Микола да Илья-пророк, а косилка да тракторок.
Многие пословицы и поговорки, созданные народом-атеистом, строятся на сопоставлении прежней жизни с настоящей. Например: «Раньше вручную косили — милости у бога просили, а теперь поля урожайные, убирают комбайнами», «Раньше народ богу молился — и урожай никуда не годился, а теперь без моленья и урожай на удивленье», «Раньше знали иконы и аналой — и урожай был гнилой, а теперь без аналоя урожай увеличен вдвое». Тот же прием контраста заметно выступает и в пословицах о новом быте села: «Раньше церковь да вино, теперь клуб да кино» или: «Раньше церковь да божий завет, а теперь клуб да сельсовет». Содержание этих пословиц удачно дополняет такой афоризм»: «Была жизнь темная да слезная, стала светлая, колхозная».
Как видим, пословицы и поговорки не только глубокое обобщение, но и точная народная оценка общественных явлений и фактов. Этим, собственно, и можно объяснить необычайную жизненность пословиц, их огромное художественно-эстетическое и воспитательное значение. Поэтому пропагандистам, лекторам, агитаторам нужно чаще обращаться к ним в работе с массами.
П. Лебедев
Кандидат филологических наук.
Районная газета Звезда
11.09.1984