Его друзьями были художники и лошади: агент-передвижник Александр Чиркин
С 26 мая по 7 июня 1873 года в Орле происходило событие, невиданное для небольшого губернского города: в течение двух недель все желающие за небольшую плату могли посмотреть картины, представленные на второй выставке художников-передвижников. Почему вдруг после Петербурга, Риги и Вильно живописные полотна, вызвавшие ажиотаж у тамошней публики, оказались в Орле, наши земляки узнали из первых уст — от человека, который разрабатывал маршруты и потом сопровождал картины художников-передвижников по Российской империи в течение восьми лет.
Звали этого импрессарио (или агента, современным языком — А.П.) Александр Дмитриевич Чиркин. Он оказался орловским помещиком, из старинного дворянского рода, в некотором смысле, уникального: представители его с XVII века имели владения только на Орловщине.
Из семьи героя Отечественной войны
Дмитрий Петрович Чиркин, отец Александра Дмитриевича, среди малоархангельских дворян пользовался огромным авторитетом — как за свои прошлые военные заслуги, так и за человеческие и деловые качества. Десять лет Дмитрий Чиркин провёл в армии, дослужившись до чина штабс-капитана. В Отечественной войне 1812 года и во время Заграничных походов русской армии он принял участие во всех крупнейших битвах тех лет, отличившись в каждой и них. Три ордена, золотое оружие «За храбрость», тройное жалованье по итогам войны 1812 года, дозволение носить мундир по уходе в отставку — эти награды штабс-капитан Дмитрий Чиркин заслужил своей беспримерной храбростью и умелыми действиями в боях.
Уйдя с военной службы, он поселился в своем имении Тетерье в Малоархангельском уезде (ныне — деревня в Покровском районе — А.П.), построив здесь одноэтажный просторный дом из столетнего дуба. Под восточным углом здания был положен «от злого глаза» талисман-камень с запечатленным на нем образом рыбки. Дмитрий Петрович был образцовый хозяин; с крестьянами он вел себя строго, но справедливо, не допускал жестоких кар, и крестьяне уважали его, хотя и боялись.
У Дмитрия Петровича родилось девять детей: шесть дочерей и три сына, старшим из которых был Александр Чиркин. Герой Бородина хотел видеть сыновей военными, и Александр Чиркин стал одним из первых кадетов только что открытого Орловского Бахтина кадетского корпуса. Закончив потом артиллерийскую школу, служил он в Гренадерском полку.
Жизнь под топот копыт
Уйдя в отставку в чине майора, Александр Дмитриевич смог, наконец-то, посвятить жизнь тем, кем он постоянно восхищался, о ком постоянно думал. Нет, читатель, не женщинам, — лошадям. Именно эти создания природы оказались для Александра Чиркина прекраснее всех красавиц на свете. Отставной майор так и не женился, поскольку кандидатки в жёны не выдерживали никакого сравнения с лучшими из его лошадей.
Александр Дмитриевич выращивал в своём имении в сельце Зелёная Гора в Мценском уезде прославленных орловских рысаков, став самым известным знатоком этой породы. Регулярно, живя в Москве и Питере, он посещал ипподромы и наблюдал бега своих любимцев. Но этого Александру Чиркину казалось мало. Он хотел запечатлеть лучших своих (да и чужих) питомцев для истории, чтобы и потомки восхитились тем же, чем и он сам.
Уже в армии, имея значительный талант, Чиркин писал маслом пейзажи, которыми восторгались товарищи-офицеры, но главным объектом для него всегда были кони.
Пройдя после отставки курс в Российской Академии Художеств, спустя несколько лет Александр Дмитриевич получил звание художника. Скоро стало ясно, что в изображении сцен с лошадьми он мог соперничать со знаменитым Николаем Сверчковым, который сам отдавал первенство Чиркину. Из Академии Александр Дмитриевич вынес дружеские отношения с рядом выдающихся художников: Мясоедовым, братьями Маковскими, Сверчковым, Куинджи, Суриковым и другими. Сам Николай Ге оценил молодого художника-самоучку и написал однажды его портрет.
Гонорар брал жеребятами
Когда в начале 70-ых годов XIX века родилось Товарищество Передвижных Художественных Выставок, то именно Александр Чиркин голосованием членов правления Товарищества был избран ответственным за организацию и перемещение выставок по городам.
Почти все экспоненты (так называли участников выставок — А.П.) советовались с Александром Дмитриевичем по поводу размещения и продажи их картин, и Чиркин это умело делал.
За активную помощь все участники выставок дарили ему свои произведения, и квартира Чиркина в Москве, на Поварской улице, спустя некоторое время превратилась в прекрасную картинную галерею. Уже на парадной лестнице висели картины, а дальше все стены были увешаны замечательными полотнами таких художников, как Маковский, Крамской, Шишкин, Васнецов, Репин и другие.
В 1876 году Александр Дмитриевич сам стал членом Товарищества, представив одну из своих работ на выставку. А с 1880 года и почти до самой смерти он работал по заказам: его приглашали писать портреты знаменитых «призовых» рысаков. Позже «Товарищество Коннозаводчиков» издало целый альбом его картин. Вместо гонорара он просил давать ему жеребят и вскоре в своем имении основал собственный завод замечательных рысаков, которые брали первые «призы» в Москве; это способствовало увеличению его богатства.
Тайна наследства Александра Чиркина
Будучи холостым, Чиркин планировал передать свою коллекцию после его смерти городу Москве, но завещания оставить не успел. После его смерти в 1897 году полотна из квартиры на Поварской улице перевёз в своё малоархангельское имение Критово его родственник, Владимир Александрович Лилиенфельд (когда-то Чиркин написал его портрет на коне «Червонце»).
Помещичий дом Лилиенфельдов, с находившимися там ценнейшими картинами из собрания Александра Чиркина, был подожжён местными крестьянами и сгорел полностью вместе с его последней хозяйкой, Натальей Фёдоровной Лилиенфельд, поздней осенью 1919 года.
Сумели ли поджигатели, до начала пожара, чем-то воспользоваться из дома, сказать с полной определённостью трудно. Но вот какую информацию я недавно обнаружил в интернете.
26 ноября 2011 года в 15.00 в московском филиале Российского аукционного дома и на сайте электронных торгов lot-online.ru состоялся аукцион, на котором продавался лот №073 — картина Александра Дмитриевича Чиркина. «Портрет вороного жеребца орловской породы» (1883 года написания). Предположительно, это полотно находилось в сгоревшем имении Критово, а значит, — не вся коллекция тогда сгорела?
Стоимость картины «Портрет вороного жеребца орловской породы» — до 1 миллиона рублей. А ведь, кроме собственных работ Чиркина, в его собрании имелись и картины многих выдающихся русских художников. Где они, если уцелели? Вполне возможно, в московских и петербургских частных коллекциях.
Пока же сохранившиеся картины забытого на Орловщине художника-передвижника Александра Чиркина можно увидеть в Москве, в собрании Государственного художественного музея коневодства.
Александр Полынкин