Home » История: до 1917 года, Культура, Люди

Фон Рутцен, он же — Руцын, он же — Рудин

18 September 2012 Нет комментариев

Рутцен Николай Карлович.

Иван Сергеевич Тургенев написал только один роман, названный именем главного героя, — «Рудин». Но большинство земляков великого писателя даже не догадывается, что человек, послуживший Тургеневу прообразом этого интересного, мечущегося в поисках смысла жизни и чрезвычайно неудачливого персонажа, — родился в Орле, долгое время жил в Орловской губернии и был связан со многими орловцами прочными нитями дружбы и сотрудничества.

Немец с русской душой

Обложка романа И. С. Тургенева "Рудин".Николай Карлович фон Рутцен — так звали этого человека с немецкой фамилией, но совершенно русской душой.

Получив хорошее домашнее образование и закончив Орловскую мужскую гимназию, 16-летний Николай поступил в Московский Университет, на математический факультет. Учился усердно, успевая заниматься не только математикой, но и вникая в общественные проблемы России. Этому в немалой степени способствовало близкое знакомство студента Рутцена с земляком, профессором Тимофеем Грановским, у которого все годы учёбы жил Николай Карлович. Влияние известного русского историка отразилось потом на характере и идеях Рутцена.

Вскоре после окончания Московского Университета молодой кандидат потерял свою мать, и на его руках остались две молоденькие сестры, брат, о которых предстояло позаботиться материально. На доставшихся же по наследству от матери имениях в Орловской губернии лежали такие огромные и просроченные долги казне и частным лицам, которые почти равнялись стоимости имения.

Начав заниматься приведением в порядок полученного хозяйства, спустя короткое время Николай Рутцен вполне в этом преуспел, попутно успевая готовить своего брата в Университет и ездить с сестрами для их уроков и разъяснениями в Москву и в Петербург. Младшие члены семейства, окружённые любовью и заботой старшего брата, отвечали ему безграничной привязанностью и преданностью.

Стал известен Николай Карлович и своей активной общественной деятельностью — на ниве образования и оказывая помощь крестьянам в земельных вопросах, во множестве появившихся после отмены крепостного права. В должности мирового посредника по Малоархангельскому уезду Рутцен сумел найти золотую середину в урегулировании взаимоотношений помещиков-землевладельцев и крестьян, получавших землю. Николай Карлович получил полный карт-бланш от орловского губернатора Н.Левашова и ни разу его не подвёл.

Столь же плодотворно работал Руцен потом на аналогичных должностях в Царстве Польском и в Курской губернии, где проживал в последние годы жизни.

Но я хочу рассказать чуть больше о той деятельности Николая Карловича, из-за которой многие современники (да и сегодняшние исследователи) считали его «прожектёром и мечтателем», между тем как…

«Изобретение Рутцена повергло меня в недоумение…»

Впрочем, слово Ивану Сергеевичу Тургеневу. Получив письмо от писательницы Марко Вовчок с известием о том, что Рутцен заказал за границей свою машину для перевозки тяжестей зимою, Тургенев ответил ей 10 июля 1859 года следующее: «Изобретение Рутцена повергло меня в недоумение… После этого найдётся человек, который придумает машину, которая будет час нести ложку ко рту». Как видно, великий писатель с большим скепсисом отнёсся к инженерному проекту своего давнего знакомого.

Механика, машины были страстью Николая Карловича всю жизнь, но посвящал он им только свободное время, хотя и в эти короткие промежутки успел многое.

Рутцена занимал один проект, которому он придавал огромное общественное значение, — «проект перевозки грузов по снегу и по льду посредством парового двигателя»; его увлекала и простота исполнения; он рассчитывал, что это доставит России неисчислимые выгоды, сделав общедоступными все лесные и другие богатства северо-восточной России, казенные и частные.

Проект этот был им вполне разработан дома и за границей и был напечатан в «Промышленном Листке» и издан отдельными брошюрами в Москве и Париже — в «G?nie Industriel». Рутцен имел патент на этот способ перевозки, это была его идея-фикс почти до конца жизни.

Долгое время считалось, что проект Рутцена остался неосуществленным, но вот что до сих пор рассказывают жители деревни Костюрино, той самой, где когда-то находилось имение Рутценов (Малоархангельский район — А.П.). Историю эту передают там уже в четвёртом поколении.

«Санный паровоз» и судьба его изобретателя

7 утра. Солнце встаёт над прудом Новый Беленький.

Пруд Новый Беленький. На заднем плане — деревня Костюрино.

Конец 1859 года. Канун Рождества Христова. Помещик сельца Костюрина Малоархангельского уезда Николай Рутцен (барин Руцын — так его зовут местные жители — А. П.) устраивает праздничные катания для своих крестьян. На замёрзшем пруду, что сооружён был помещиком несколько лет назад на ручье Белом, с раннего утра, несмотря на сильный мороз — невиданное столпотворение. Собралось взрослое и мужское население не только из Костюрина и близлежащих деревень, но и из уездного города Малоархангельска. Пришли, чтобы полюбоваться невиданным зрелищем: по льду реки будут пущены Руцыным самоходные паровые сани. Идут жаркие споры. Кое-кто недоверчиво качает головой — где это видано, чтобы сани ехали без лошади, ничего у изобретателя не выйдет.

Для испытаний на пруду очищен участок длиною около полуверсты. В самом начале ледовой трассы, у берега, стоит «санный паровоз» с одной парой передних зубчатых колес и двумя парами полозьев. К нему прицеплен поезд из двух саней. «Паровозом» управляют двое: машинист и водитель, направляющий передние полозья.

Рутцен подаёт сигнал выстрелом из ружья, и под восторженные крики публики диковинное траспортное средство сдвигается с места. Из-под зубьев передних колёс летит крошеный лёд, «санный паровоз» немного потряхивает, но он всё увереннее набирает ход. Мальчишки, сопровождая его, сначала бегут рядом, но потом быстро отстают.

Полверсты ледовая машина преодолела меньше, чем за две минуты. После остановки пришлось, правда, помучиться, чтобы развернуть «санный поезд». Тут уж все подбежавшие мужики постарались.

Николай Карлович, отправляя «ледовый паровоз» во второй рейс, сам сел в первые сани и пригласил всех желающих. Храбрых мужиков не нашлось, зато мальчишек набилось более 50 человек. Когда транспорт стартовал, визг едущих слышался за версту.

На третий рейс сели в сани уже и несколько мужиков. Пролетели, с перерывами, два часа, после чего верхний слой льда на пруду превратился в крошево, и рождественское развлечение малоархангельцев закончилось.

Вот так в сельце Костюрине 24 декабря 1859 года прошло испытания транспортное средство Николая Рутцена. Сам он на следующий день стал готовить письмо в столичные газеты и в Российскую Академию Наук, но закончить отчёт не успел. «Санный паровоз», стоявший в специально построенном для него ангаре, сгорел в результате внезапного и сильного пожара через три дня после публичного представления. Разговоров по этому поводу тогда в Малоархангельском уезде было много, но следов злоумышленников так и не нашли.

Рутцен слёг с нервным расстройством, и здоровье его после этой трагедии сильно пошатнулось. На вторую попытку создания самодвижущейся ледовой машины сил у изобретателя не осталось. Немного оправившись, он полностью переключился на общественную деятельность.

Николай Карлович фон Рутцен скончался 6-го декабря 1880 года в селе Покровском Фатежского уезда Курской губернии. Земское собрание этого уезда почтило его память и заслуги, учредив стипендию имени Рутцена для лучшего воспитанника Курской Земской Учительской Школы и поместив его портрет в зале этой школы, которую он же основал и поддерживал материально до последнего времени.

По Николаю Карловичу прошла в Курской Земской Учительской школе панихида, а его вдова получила письменное соболезнование от Курского Губернского Земского собрания.

«Прожектёр и фантазёр», каким представлялся подвижник Рутцен некоторым из современников, едва ли был бы так оценён земцами-практиками.

На Орловской же земле заслуги общественного деятеля и изобретателя Николая Рутцена пока никак не отмечены.

Александр Полынкин

Связанные записи

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.