Home » Культура

К истории Свято-Покровского храма с. Архарово

16 January 2011 2 комментариев

Церковь Владимирской Божией матери (Покровская), с. Архарово. Фото 2007 г.

Церковь Владимирской Божией матери (Покровская), вторая четверть ХIХ века.

Поставлена на краю села. Изящный силуэт храма доминирует над поселковой застройкой и хорошо виден на большом расстоянии.

Церковь Владимирской Божией матери (Покровская). Рисунок В. Ромашова Существующая кирпичная церковь во имя Владимирской Божией матери с приделом Покрова Богородицы построена в 20-40-е гг. в стиле поздний классицизм. Внутри храма сохранились стенная живопись, современная зданию.

При храме существовали две одноклассные церковно-приходские школы, одна для девочек — с 1893 г., другая для мальчиков — с 1889 г. В 1909 г. в них обучалось 26 мальчиков и 29 девочек.

Церковь была закрыта в 30-е годы ХХ века. Возвращена православной общине в 1946 году.

(Неделин В., Ромашов В. Архитектурные древности Орловщины / В. Неделин, В. Ромашов. — Орел : Вешние воды,1998.)

Архитектура Свято-Покровского храма. Поздний классицизм.

В последней четверти 18 в. — первой четверти 19 в. ведущим стилем русской архитектуры стал классицизм, распространявшийся и в светском и церковном зодчестве.

В храмостроении зрелого и позднего классицизма явственно звучит идея утверждения и прославления имперской мощи. Шедеврами этого стиля можно назвать — церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Б. Ордынке в Москве (проект О. И. Бове); церковь Св. Троицы в с. Александровском под Петербургом (арх. Н. Львов); Троицкий собор Александро-Невской лавры (архит. И. Е. Старов); Успенская церковь (св. Михаила Архангела) в Орле.

Церковь построена в виде ротонды, а колокольня — в виде четырехгранной пирамиды.Церковь построена в виде ротонды, а колокольня — в виде четырехгранной пирамиды. Из переводных сборников посвященных эмблемам и символам и широко распространившихся в 18 веке, русским читателям было известно, что круг и пирамида символизируют вечность; круг, кроме того, служит символом совершенства и Бога. Символика такого рода, доступная лишь образованным слоям общества, была по-своему интерпретирована в народе, давшем церкви название «Кулич и пасха» — по наружному сходству.

Наш храм, построенный в первой половине ХIХ века, называется Покровским, в честь главного придела, освященного в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сам же храм трехпрестольный. Кроме главного, имеются приделы, освященные в честь Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских.

Храм сооружался на протяжении сорока лет. Толщина стен — 1,5 метра, длина — 32 метра и ширина — 27 метров. Высота колокольни — 45 метров, самого храма — 35 метров.

Церковь строилась без лесов — насыпью земли. Каждая семья в округе отрабатывала на строительстве храма какое-то время бесплатно, по очереди. Раствор для строительства готовился на основе куриных яиц. Есть предание, что в стене справа захоронена дочка богатого архаровца.

Вход на колокольню находится внутри храма. Наверх ведет винтовая лестница. На колокольне находится один большой и несколько маленьких колоколов. Под церковью есть склеп в два яруса по 10 ниш, который сейчас пуст.

На колокольне находится один большой и несколько маленьких колоколовНа фотографии 2009 года колокола можно увидеть на непривычном месте.usypalnicy

В начале прошлого столетия храм имел несколько иной внешний и внутренний вид. Внутри был только один престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Прихожане во время службы занимали определенные места — для жителей каждой окрестной деревни свое.

Купол Свято-Покровского храма, стенная живопись первой половины ХIХ века.Роспись Свято-Покровского храма, стенная живопись первой половины ХIХ века.Роспись Свято-Покровского храма, стенная живопись первой половины ХIХ века.

В конце 19 — начале 20 века при церкви в церковно-приходских школах получали начальное образование дети окрестных крестьян.

Годы советской власти. Начало гонений.

Компания по изъятию церковных ценностей в Малоархангельском уезде началась весной 1922 года по указанию отдела управления Губисполкома, который своим распоряжением № 1342 обязал Малоархангельский уездный отдел управления образовать комиссию «по выявлению наличия церковных ценностей».

Созданная комиссия под председательством Теряева и членов В. Королева и Ф. Платонова уже 6 марта составила первые описи «имущества обиходного характера». При описи имущества Малоархангельских церквей присутствовали и члены церковных советов, которым в обязанность вменялась сохранность принимаемого ими имущества. Учитывались и вносились в опись разных размеров иконы в серебряно-позолоченных, металлических ризах и без них, кресты, дискосы, звездницы, лжицы, кадила, лампады, подсвечники, люстры, купели, венцы, евангелия.

Отдел управления губисполкома составил список церквей, действующих в городе и уезде. Согласно этому списку по состоянию на 31 марта 1922 года в Малоархангельском уезде имелось 54 церкви.

Получив от уездов необходимые сведения о ценностях в церквях, и под предлогом помощи голодающим Поволжья губернские власти дали команду уездным властям о насильственном изъятии этих ценностей. Теперь этот грабеж был прикрыт не столько идеологическими соображениями, сколько соображениями, якобы, нравственными.

Уполномоченный губернского политотдела по Малоархангельскому уезду Семенов сообщает, что за время кампании по изъятию ценностей отобрано золота без драгоценных камней и с таковыми 64 с половиной золотника, серебра — 50 пудов 34 фунта 45 золотников, посеребренных вещей — два пуда 0,3 фунта 34 золотника, камней разного рода — 242 штуки, камней с оправами весом 81 золотник, меди — три пуда 26 фунтов 7 золотников; парчи — 16 аршин. «Работа по изъятию ценностей, — уточняет Семенов, — закончена 12 мая с. г.», то есть 1922 года.

В своем донесении Семенов пишет:

«Работа в общем, как в городе, так и в уезде, прошла без всяких тормозов как со стороны духовенства, церковных советов, а также и мирян. Население в целом отозвалось сочувственно, за исключением части религиозных до мозга костей фанатиков, но благодаря стойкости представителей власти им сделать существенного ничего не удалось: в некоторых волостях духовенство пыталось сотворить гнусные проделки, но видя то, что миряне не возражают изъятию, с болью в душе примирялось к общему, положению, чувствуя себя одинокими, и такое же место занимают церковные советы».

Автор донесения многое не договаривает, скрывает, как бы мимоходом, походя говорит о каких-то затруднениях, намекает на имевшиеся случаи недовольства, в связи с чем понадобилась стойкость местных властей. Более того, уполномоченному Семенову даже пришлось проводить следствие по поводу хищения в восьми церквах имущества и для привлечения виновных к ответственности. И можно ли после этого заявлять о том, что работа по грабежу церквей прошла «без всяких тормозов» и даже с одобрения верующих.

Что касается «хищений» в ряде церквей, то вполне возможно, что они произошли вследствие отказа политкомиссара Семенова удовлетворить просьбу духовенства и верующих «оставить по одному комплекту церковных приборов для совершения религиозных обрядов богослужения», без чего церковь лишилась возможности функционировать. Конфискация преследовала и эту цель — запрещение деятельности, закрытие и разрушение церквей.

Последующие годы подтвердили антирелигиозную, антинародную политику советской власти по отношению к церкви и к верующим.

Священник Леонов Сергей Иванович, 1885 г. р., уроженец и житель с. Покровка Малоархангельского района арестован в 1930 г. Осужден на 3 года концлагерей.

В 1933 году был арестован и осужден на 5 лет ИТЛ священник церкви села Архарово Адамов Константин Васильевич, 1899 г.р., уроженец с. Парахино Ливенского района Орловской области.

В 1933 — 1935 годах храм начали разрушать. Сначала с колокольни сбросили большой колокол. Его удар о землю был слышан далеко вокруг, затем разбили маленькие колокола. Разломали крышу, пол. Разорили склеп. Оставшиеся после разграбления 1922 г. иконы и кресты пожилые люди сумели спрятать.

Возвращение храма православной общине.

После Великой Отечественной войны церковь находилась в полном разорении. Невредимыми остались только стены.

В 1946 году, когда государство вернуло церковь православной общине, три пожилых женщины поселилось при храме, и привели в порядок часть главного алтаря, сохранившиеся иконы. Одну из этих женщин звали Полина, она была жительницей деревни Нижнее Архарово.

Через несколько лет церковь была частично восстановлена. Службу при храме проводил отец Терентий. В 1947 году священник Печкарев Терентий Петрович был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Эту очень почетную послевоенную награду получили еще 2 священника Орловской области. В период немецко-фашисткой оккупации жители партизанских краев и зон Орловской области внесли в Фонд обороны страны по подписке на заем 3 миллиона 350 тысяч рублей наличными деньгами. Всего в фонд обороны страны по неполным данным, с сентября 1943 года по апрель 1946 года церковные общины сдали 1 миллион 634 тысячи 788 рублей, а также большое количество продуктов, теплых вещей, полотенец и полотна, которые передавали представителям фронта, детских домов и госпиталей.

После отца Терентия служить стал монах — отец Амос, он прослужил довольно долго. Затем служил отец Иоанн, но недолго, так как в 1976 году на новой волне атеизма советская власть закрыла несколько храмов в Орловской области. Запрещалось посещение храмов, крещение детей. Православные обряды совершались тайно, часто на дому (чаще всего на дому у жительницы села Архарово Чинской Евдокии Павловны). На кладбище действовала часовня для отпевания умерших. Церковь была закрыта для православных, но при ней жило несколько старушек, которые присматривали за порядком.

В 1980 году в Архарово приехал отец Борис (родом из Орла), он начал ремонт храма, но проработал недолго, так как местные власти всячески препятствовали его деятельности. Основной ремонт провел отец Петр Семенович (родом из Орла). Он восстановил внутреннее убранство церкви и провел частично наружный ремонт церкви.

В 1982 году к нам в село приехал отец Дмитрий Зорин с семьей. Он закончил капитальный ремонт церкви и построил дом для церковнослужителей рядом с храмом. Там он поселился со своей большой семьей.

Отец Дмитрий вместе с помощниками стал заниматься отделкой церкви снаружи. Он обнес церковную территорию железной оградой, посадил молодой сад около храма, благоустроил территорию, провел воду.

Вся семья Зориных обслуживала церковь. Количество прихожан увеличилось. Верующие приезжали из нашего и соседнего районов.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы долгое время была единственным действующим храмом в районе. Храм выдержал долгие годы гонений, репрессий, юридического, нравственного и имущественного произвола.

Возрождение.

В год 1000-летия Крещения Руси (1988) появилась надежда у миллионов православных России в будущем возрождении Церкви. Именно с Церковью российское общество стало связывать процесс восстановления и сохранения истинной нравственности и культуры.

Отец Дмитрий прослужил в церкви до самой своей смерти в декабре 1998 года. На похороны о. Дмитрия приехали православные, желающие поклониться ему и в его лице всем священникам, в годы советской власти совершившим подвиг сохранения и восстановления Церкви, требовавший большого духовного дарования и немалых административных способностей.

Около двух лет литургию совершали приезжие священнослужители. Храм по-прежнему обслуживался семьей Зориных: матерью и двумя дочерьми Марией и Евдокией. По большим праздникам приезжали и другие члены семьи.

В 2000 году на службу приехал монашествующий отец Сергий (Басых Сергей Анатольевич). Он активно взялся за работы по благоустройству храма. Прежде всего реконструировал пол, заменив цементное покрытие напольной плиткой. Ежегодно производятся ремонтные работы изнутри и снаружи церкви. Сделаны отливы. Отреставрированы два яруса колокольни. Там же заменены полы, лесенки. Вместо пустых ниш на колокольне вмонтированы рамы и форточки. Внутри храма поставлены новые двери. Придел Иоанна Крестителя полностью подготовлен к реставрации.

За эти годы приобретена бетономешалка, шлифовальная машина, бензопила, электрорубанок. Отцом Сергием за последнее время приобретено более 10 икон для храма. При церкви есть совет прихожан. С 2000 года храм отапливается газом.

Во владение церкви колхозом им. Куйбышева пожертвованы здания, занимаемые раньше детским садом и правлением хозяйства. Тут будет женский монастырь. Сейчас же тут гостиница для православных.

В работе отцу Сергию активно помогает Мария Дмитриевна Зорина.

Восстанавливая храм, занимаясь строительством о. Сергий не забывает о главном — о церковном просвещении, о несении людям слова Божия.

Работники библиотек Малоархангельского р-на в Свято-Покровском храме. 30.08.2001 г.Венчание в Свято-Покровском храме.Венчание в Свято-Покровском храме.

Подготовила О. Егорова, библиотекарь Малоархангельской городской библиотеки.
2007 год.
Смотрите также фотографии 2000-2008 и 2009 г. г.

Связанные записи

Комментарии: 2

  • Евгений says:

    Добрый день!
    Первое что хочется сказать – большое спасибо за ваш труд! Мое обращание к вам связано с тем, что я являюсь правнуком упомянаемого в статье священника Адамова Константина Васильевича. К сожалению сведения о его дальнейшей судьбе нужно искать в совсем других краях, но меня интересует судьба моей прабабушки, на сколько мне известно она умерла от болезни в 33-34 году – Адамова (Булгакова) Нина Васильевна. Очень бы хотелось найти место ее захоронения. Возможно у вас могут быть какие-нибудь сведения? Или подскажите с чего начать и куда обратиться… Заранее спасибо за ответ!

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.