Великая сила
Глядя на то, какими темпами развивается в последние два года Малоархангельский машиностроительный завод, невольно вспоминаешь чье-то мудрое изречение: «Кто хочет, тот ищет возможности…» И этих возможностей у завода, для того чтобы возродиться из небытия, было не больше, если не меньше, чем у любого другого машиностроительного предприятия области. Однако сегодня Малоархангельский машиностроительный — одно из лучших предприятий в области. А началось все вот с чего.
В восьмидесятых завод обанкротился. В огромных пустых цехах ворковали под перекрытием непуганые голуби, подернулись легким налетом ржавчины металлические узлы, детали машин и оборудования.
За годы безвременья завод умирал дважды: первый раз тогда, когда какой-то идиот в правительстве Гайдара почему-то решил, что России гораздо легче покупать за границей современные машины, чем производить их у себя. Завод был приговорен, и 450 рабочих в одночасье оказались на улице. Высококвалифицированные токари и сварщики, фрезеровщики и слесари в поисках работы подались в большие города. Устраивались дворниками, подсобниками, охранниками. Так было не только на этом заводе. Так было везде. Казалось, страна сошла с ума, коль использовала таких специалистов в качестве разнорабочих. Это было в начале девяностых, теперь уже прошлого столетия. Затем в правительстве спохватились. Пошли новые директивы и постановления. Хотя ошибку свою никто из ярых реформаторов признавать не хотел.
Руководство района при поддержке областной администрации начало искать возможности вновь оживить завод. Сравнительно небольшое малоархангельское машиностроительное предприятие попробовали сделать филиалом некогда крупнейшего в России орловского завода «Погрузчик». Вложили определенные инвестиции, набрали кадры и попытались выпускать отдельные узлы и детали к погрузчикам. Но и здесь что-то не заладилось… Завод вновь остановился. Поиск выхода из кризиса продолжался.
В 2004 году на очередной ярмарке инвестиций, которые проходят в нашей области вот уже более десяти лет, к заводу присмотрелись инвесторы. На Малоархангельский машиностроительный приходят два крупнейших учредителя: Орловская промышленная компания и производственное объединение «Строймаш». Для того чтобы сохранить от разграбления последнее оборудование и имущество, руководство создает службу безопасности, которую возглавил Александр Валентинович Буравцов. В то время руководитель безопасности пропадал на заводе буквально сутками. Приходилось конфликтовать и скандалить с теми, кто шел на предприятие с целью чем-нибудь поживиться. Обиднее всего было за тех, кто сам когда-то отработал на этом предприятии не один год, кто сам своими руками создавал все эти материально-технические ценности, но, потеряв веру в возрождение завода, приходил сюда, чтобы стащить ту или иную дорогостоящую деталь просто на пропой. Не раз и не два вел Александр Буравцов с такими рабочими трудную мужскую беседу. Расставались, как правило, если не друзьями, то добрыми приятелями.
Новые учредители начали вкладывать в производство определенные финансовые средства. Выкупаются земля, имущество, административно-производственные помещения… Завод обретает новое название: ЗАО «СМД-Орел» ООО «Малоархангельский машиностроительный завод». Производство перепрофилируют на выпуск комплектующих для гидроцилиндров и сборку металлоконструкций вилочных погрузчиков.
Однако деньги в производстве, как выясняется, играют далеко не самую главную роль. За годы безвременья многие квалифицированные рабочие или переквалифицировались, или просто потеряли уровень квалификации. Но выбора не было. Кадры, если можно так сказать, собирали по крупицам. В это время Александра Буравцова назначают первым заместителем генерального директора. На его плечи и легла основная работа по становлению производства на начальном этапе. Новому руководству приходилось убеждать, уговаривать, просить тех, кто дважды разуверился в заводе.
И пришли люди: запели свою веселую песню металлообрабатывающие станки, засверкали лучики электросварки, наполнились смехом и шутками цехи. Завод, возродившись из небытия, начал жить своей привычной жизнью.
Одними из первых вернулись в цехи Владимир Решетов, Николай Гринев, Владимир Мешков и еще с добрый десяток квалифицированных рабочих. Вернулись те, кто еще раз поверил в свой завод. Однако для того, чтобы запустить предприятие на полную мощность, людей катастрофически не хватало. Пришлось возрождать традиции наставничества. К сожалению, молодежь, насмотревшись западных фильмов-обманок о красивой и беззаботной жизни, неохотно идет сегодня на предприятия. Большинству из них грезятся шикарное белое авто, рядом яркая и немножечко глуповатая девица без комплексов, в руках крутая «мобила»… и полная свобода. И не всегда до них доходят слова старших товарищей о том, что все это можно обрести только трудом, нелегким и усердным.
Однако жизнь все расставляет на свои места. Рынок — тоже. Молодежь пошла. Постепенно кадровую проблему удалось частично решить. Завод начал набирать обороты. Если писать стихи на новости нашего Машзавода, то вернее подойдут строки из песни: «Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы. Труд наш есть дело чести, Есть дело доблести и подвиг славы.»
Сегодня на предприятии заняты 110 человек. Работа идет в две смены. Всего два участка — механический и металлоконструкций — полностью оснащают 10 погрузчиков в месяц. Дисциплина железная: выпил — пиши заявление об увольнении. Лодырей в бригадах не держат. Причем за этим в большей степени смотрят сами рабочие, которые хотят работать, достойно зарабатывать, кормить свои семьи, а не кормить вшей по московским бытовкам и подсобкам. Заработная плата рабочих в среднем составляет 10-11 тысяч рублей. Это примерно столько, сколько платят провинциалам в ожиревшей от денег столице за их ломовой труд вдали от семьи. Люди реально видят, что их зарплата зависит от их работы: сделал больше — больше и получи. И редко какой малоархангельский трудяга сегодня уже смотрит на Москву как на единственное спасение.
Спрос на продукцию завода растет опережающими темпами. И это говорит о том, что отечественное машиностроение начинает оживать и отвоевывать некогда утерянный рынок. Сегодня руководство предприятия думает уже о том, как наладить работу в три смены. Но опять все упирается в кадры.
«Уверен, что мы сможем решить эту проблему, — убежден директор по производству Андрей Стебаев, на котором и лежит вся ответственность за организацию производственного процесса, — главное — люди поверили. А вера — это великая сила, способная преодолеть любые преобразования».
Валентина Лешкевич
«Орловский Вестник»
04.10.2007