Николай Иванович Струнников родился в 14 мая 1871 года в Орле. В семье было шесть детей (два сына и четыре дочери), жили в постоянной нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда, где отец художника был приказчиком в сельском магазине. Иван Алексеевич был строг, но справедлив. А мать, Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Эти родительские черты и предопределили характер Николая.
По воспоминаниям младшей сестры художника, Марии Ивановны, много лет проработавшей учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, их мать отличалась художественными способностями и делала великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварелью. «Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты Колечка не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя хорошо получается».
После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю Струнникову пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били его и старшие мальчики и приказчики.
Но несмотря на невзгоды детства, Николай Иванович не расставался с мечтой о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки он зарисовывал на клочках бумаги. «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!»
С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова, куда попал в числе по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Днем Николай Иванович тер краски, колол дрова — выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В. А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан очень хорошо.
Своего учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.
В 1892 году сбылась мечта Николая Ивановича о поступлении в училище живописи, ваяния и зодчества. Но, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью, он принимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно. В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств к прославленному И. Е. Репину.
Струнникову нелегко достались годы учебы, так как нужно было добывать средства к существованию. «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, — вспоминала Мария Ивановна, — у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица ребенка, Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я их не могла, к большому сожалению, сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».
Художник влюбился в Киев и при первой возможности переезжает в него (1913 г.), поступив преподавателем в художественное училище по рекомендации И.Е. Репина. Здесь начинается новая жизнь художника. «Преподавательская работа была мне по сердцу», — вспоминал Струнников. Педагогический метод был им унаследован от замечательных учителей — В. Серова и особенно И. Репина.
На Украине Струнников много и плодотворно работал, не случайно и сейчас его картины украшают стены её музеев. Героико-романтические образы казаков позже привели его к портретам героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.
Художник принял и поддержал революцию. Этому способствовали все обстоятельства его жизни: постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и сестры во время восстания 1905 года.
Наследие художника является ценным вкладом в развитие отечественной портретной живописи. Главной темой искусства этого талантливого мастера всегда был человек. Картины Н.И. Струнникова хранятся в 13 картинных галереях, в том числе и Орловской.
Скончался Николай Иванович Струнников 20 сентября 1945 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Подготовила О. Егорова, библиотекарь малоархангельской ГБ
Литература:
- Воспоминания М. И. Струнниковой о брате / В. Агошков // Малоархангельские истоки. — Орел — Малоархангельск, 1999. с.169-172.
- Гиляровский, В. А. Начинающие художники / В. А. Гиляровский // Москва и москвичи. — М., 1985.
- Локотков, А. Украина пленила его сердце: «запорожцы» Николая Струнникова [Электронный ресурс] / Александр Локотков // Интернет-газета От заката до рассвета. Днепропетровск. — Режим доступа: -http://zador.com.ua/print.php?id=66441