Home » Культура

Следующая остановка — Малоархангельск. Станция Спортивная

4 октября 2021 Нет комментариев

Станция Малоархангельск. 2004 год.

Случайный человек в Малоархангельске редок. Новый гость приезжает обычно целенаправленно, примерно себе представляя куда и к кому он: копать картошку, удить рыбу или казённая надобность. И место себе более или менее представляет, знает, что между железнодорожной станцией под названием Малоархангельск и городом того же названия 14 километров. И что добраться до станции — ещё не конец поездки.

Между железнодорожной станцией Малоархангельск и городом Малоархангельск 14 км

Между железнодорожной станцией Малоархангельск и городом Малоархангельск 14 км

Во времена СССР к каждой электричке, направляющейся в Орёл или из Орла, из Курска или в Курск, приходил автобус ПАЗ. Следуя расписанию и согласно дню недели. Иногда автобусов было три за раз: утром в понедельник студентов было нужно отвезти к месту прохождения учёбы, в пятницу они возвращались из областных центров. Рабочие и служащие имели сходный график работы, поэтому одним автобусом этих пассажиров было не вывезти. Кто-то ехал в Малоархангельск, кто-то выходил на полпути в Гринёвке, кого-то потом ждал ещё один автобус или поиск попутного транспорта до своей деревни.

Электропоезд ЭМ2-008, станция Малоархангельск. Автор: Sherman, 2015 год.

Знающие свой манёвр земляки скапливались в электричке у раздвижных дверей заранее, за одну-две станции. Прижатые к дверям, они писали какое-нибудь слово на покрытом пылью стекле и сквозь мутные линии вглядывались в приближающуюся махину здания станции. Увиденное комментировали для зажатых в тамбуре: «Три вроде!». Услышанное передавали назад, весть о количестве автобусов облетала электропоезд. Если кричали «Один!», адреналин в кровь желающих попасть на автобус поступал в двойной порции. Жители Понырей крестились и делали ставки.

Скрип раздвижных дверей давал начало Большого забега. Бежали все. Старые и малые. Токари пятого разряда и студенты кулька. Гитаристы Малоархангельского РДК и учителя начальных классов. Толстенькие и на каблуках. Через рельсы и шпалы, через платформу и цветники. Прыгали через невысокий забор. Чем меньше автобусов, тем быстрее надо было шевелиться. Нужно было успеть занять место в автобусе — хотя бы и стоячее.

От ближайшей двери электрички до автобусов — метров 200. Никогда было невозможно угадать, кто пройдёт дистанцию быстрее. Иногда какая-нибудь пигалица с тремя сумками пудовых учебников ловко обходила спортивного вида парней. Бабуля с двумя мешками наперевес первой застревала в дверях автобуса. Парни, впрочем, чаще всего оказывались на сидячих местах. Эти брали весом и опытом, их регулярно с укоризной упоминала районная газета Звезда в смысле уважения к старшим.

Старшие в этой гонке действительно были не особенно успешны, но кое-как ввинтившись в автобус, преображались. Пахнущий пивом здоровяк в ондатровой шапке набекрень признавал в сухонькой бабуле свою первую учительницу и устраивал её у окна. Старушка-одуванчик с нижней ступеньки прицельно ранила языком человека, который минуту назад приготовлялся исполнить фигуру мэнспридинга, и тот нехотя вставал. С шутками и прибаутками пассажиры передавали водителю за проезд, поглядывая в просвет между голов на уличных неудачников, не сумевших втиснуться. Было тепло и все были близко.

Увиливающего от оплаты коллектив вычислял по непонятным признакам и принуждал к раскошеливанию. Хорошо и вовремя сказанная шутка оставалась в памяти пассажиров до Протасова, перемещаясь волнами. Спустя 6 километров выходили первые пассажиры, и становилось вроде бы свободнее.

Автобусы перед рейсом. Автостанция г. Малоархангельска

Citius, altius, fortius citius, citius! Станцию Малоархангельск называли «Спортивной» за эти соревнования в скорости, воле и ловкости. Бегать, кстати, нужно было не всегда: автобус к приезжавшему в 4 утра московскому поезду не приходил вовсе. Его надо было ждать часа полтора.

Прошли годы. Нет теперь такого количества пассажиров. Человек, который едет в Малоархангельск по казённой нужде, тщательно изучает незнакомое место заранее, строит маршрут и выбирает автотранспорт. А если не строит, то может попасть в ситуацию, о которой рассказывает на сайте pravo.ru юрист Роман Ф:

В деле о банкротстве одного гражданина для просуживания задолженности нужно было обратиться в суд по месту его регистрации в Малоархангельске. Это городок в Орловской области с населением около 3000 человек. Добраться до него можно на единственном проходящем поезде. На станции Малоархангельск состав останавливается в четыре утра.

Сойдя с поезда, я оказался один в лесу. На улице –25 °C, телефон быстро разряжался. Единственное, что я успел тогда сделать, позвонить в службу такси города Орел. Но она отказалась ехать ко мне за любые деньги. Помощи было ждать неоткуда, поэтому я решил идти по единственной тропинке в лес. Через некоторое время я увидел вдалеке человека, но тот, услышав мой крик, начал стремительно убегать. Видимо, принял меня за маньяка. Пришлось бежать за ним по лесу и кричать: «Я юрист, подождите». То ли мой аргумент показался убедительным, то ли преследуемый бегал хуже меня. Так или иначе, я его догнал.

Этим человеком оказалась местная жительница, которая шла за водой к лесному колодцу. Выяснилось, что Малоархангельск находится в пятнадцати километрах. Женщина рассказала, как дойти до остановки, где в семь утра проезжает автобус, который собирает всех детей в округе и везет их в школу в город. Когда я наконец добрался до суда, оказалось, что мое заседание было единственным за несколько недель, поэтому судья был крайне любезным и понимающим. Настолько, что даже предложил довезти меня до Орла на своей Ниве.

Связанные записи

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.