Home » Культура, Люди

Владимир Подгорецкий и его иностранные потомки — неожиданное продолжение

4 сентября 2019 Нет комментариев

Костёл до революции в Курске

После того, как была опубликована история о  Владимире Подгорецком и его потомках, я не рассчитывал ни на какое продолжение. Но «человек предполагает…», а что получилось? Спустя короткое время мне на электронную почту поступило послание от Жоржетты Подгорецки Фаррелл, которая  до этого не писала достаточно давно. А тут вдруг (цитирую — Александр Полынкин):

«Уважаемый Александр!

Это давно просроченное сообщение, но, как вы знаете, все происходит в свое время. И Вы были правы, я действительно слежу за вашим маленьким уголком России из моего влажного и ветреного уголка на западе Ирландии.

Прежде всего, я хотела бы поблагодарить Вас, а также выразить благодарность моей матери за вашу работу по публикации истории моего дедушки Владимира Подгорецкого.

Как вы упомянули, он должен был затеряться в реке времени, но нам удалось вернуть его на родину, в Малоархангельск.

Моя мать, которая прожила 1940-1950 годы в Югославии, слишком хорошо знает, как люди просто исчезали, поглощенные ночью, чтобы никогда больше не быть услышанными или увиденными. Ужасная вещь для тех, кто остался позади, вечно задаваясь вопросом: «Что случилось с их близкими?»

Поэтому огромное достижение — восстановить личность Владимира как человека, родившегося и получившего образование в конце XIX века в Орловской губернии.

Как вы говорите, меньше известно о судьбе его братьев и сестер, которые оставались там до 1925 года. Может быть, кто-то сможет прочитать вашу статью и установить связь.

А пока я могла  бы найти что-нибудь, что бы Вас заинтересовало. Я довольна тем, что было найдено до сих пор, но Вы сказали, что не смогли установить, как и почему отец Владимира Андрей, родившийся в Смоленске, приехал жить в этот район.

Я попыталась выяснить, используя информацию из вашей статьи, что-либо о Подгорецких и селе, в котором они жили. Я думаю, что нашла ответ в книге «Польский костел и курское панство» (автор — Вероника Тутенко), в которой упоминается Мария Иосифовна Рудзиевская, из села Упалый Колодезь Малоархангельского уезда».  

Жоржетта прислала и ссылку на  названную ею книгу, из которой я процитирую чрезвычайно любопытный документ:

«Таинственная героиня истории

В истории костела (сохранившегося до настоящего времени и располагающегося в Курске по улице Марата, 23, до революции — улица Нижняя Гостинная — А.П.) остается немало тайн. Одна из загадочных и светлых фигур в ней — дворянка из Орловской губернии Мария Рудзиевская. О судьбе ее практически ничего не известно, но ее доброе имя вписано в историю.

Приводим ниже текст завещания, сыгравшего столь важную роль в судьбе курской Католической общины (с сохранением орфографии и пунктуации оригинала).

«Выписка из актовой книги на недвижимое имение МалоАрхангельского нотариуса Савицкого за 1889 год, стр. 14, стр. 15, № 82

Тысяча восемьсот восемьдесят девятого года, августа одиннадцатого дня.

Я, Альфонс Осипович Савицкий Мало Архангельский нотариус, имеющий контору на Нижней улице в доме Голованова,  по приглашению дворянки девицы Марии Осиповны Рудзиевской направлялся в дом ее, находящийся в селе Упалом Колодезе Мало Архангельского уезда, где она, г. Рудзиевская, лично мне известная и имеющая законную правоспособность к совершению актов, в присутствии трех, лично мне известных свидетелей: священника Упалого Колодезя Алексея Ивановича Красовского, Коллежского Секретаря Бронислава Антоновича Долячко и Мало Архангельского мещанина Александра Петровича Никулина, живущих: Красовский в селе Упалый Колодезь, Никулин — в селе Коротеевка Мало Архангельского уезда, Долячко — в г. Москве, на Большой Молчановке, дом № 33, объявила, что желает совершить духовное завещание следующего содержания:

«Я, нижеподписавшаяся, дворянка девица Мария Осиповна Рудзиевская, находясь в здравом уме и твердой памяти, на случай моей смерти признаю за благо настоящим моим духовным завещанием, совершенным мною у Орловского нотариуса Архиреева двадцать четвертого января тысяча восемьсот восемьдесят четвертого года, стр. 36 № 16 и взамен такового объявляю посмертную волю мою в нижеследующем: 1. соответственно мне принадлежащее, мною благо, приобретенное недвижимое имение, состоящее в Орловской губернии Мало Архангельского уезда при селе Упалый Колодец и заключающееся в земле разного качества и наименования, с домом и иными всеми постройками, всеми вообще угодьями, завещаю я в  вечную и потомственную собственность родным братьям дворянам Смоленской губернии Ихновского уезда капитану Николаю и подпоручику Андрею Ивановичам Подгорецким в их общее владение, в равных частях с тем, чтобы они из доходов означенного имения выдавали ежегодно сестре своей Елизавете Ивановне Протопоповой по день ее смерти по сто рублей серебром, т.е. каждый по пятидесяти рублей; 2. Все расходы, как по утверждению к исполнению настоящего моего духовного завещания, так и по исполнению изложенной таковой моей воли, а также и на мои похороны должны быть уплачены из принадлежащих мне денег, находящихся по книге вкладов за № семьсот четвертым в Орловском Отделении Государственного Банка, остаток которых, словно бы такового не оказалось, я завещаю на постройку размещенного в г. Курске Римско-католического костела, с тем, чтобы деньги эти после моей смерти были обращены в Государственные процентные бумаги и сданы на хранение в Государственный Банк или его отделение в г. Курске. Из процентов по этим бумагам, ежегодно по триста рублей должно выдаваться ныне находящемуся в г. Курске костелу на его украшение и нужды, а остальные проценты должны быть присоединены к капиталу. По открытию постройки нового вышеописанного в г. Курске костела, должны выдаваться по частям в суммах, надобность которых будет доказана лицами, заведующими постройкой костела; 3. Душеприказчиком по исполнению настоящего моего духовного завещания назначаю помещика Мало Архангельского уезда Андрея Христофоровича Языкова, которого прошу и поручаю ему все мои распоряжения исполнить в точности; 4. Цену завещаемому имуществу предоставляю право объявить по совести при предоставлении этого духовного завещания на утверждение к исполнению проекта сего акта читать завещательницу Марией Осиповной Рудзиевской в присутствии вышеупомянутых свидетелей, и по одобрению его, и удостоверении, что она, Рудзиевская, по доброй воле желает этот акт совершить и понимает его смысл и значение. Внесен в актовую книгу, из которой вновь может быть прочитан под тем же порядковым номером».

Выписка на восьмидесятикопеечном гербовом листе следует выдать завещательнице Дворянке девице Марии Осиповне Рудзиевской, после смерти которой в течении годового Срока, должно быть представлено в Орловский Окружной Суд на утверждение к исполнению. К сему духовному завещанию дворянка девица Мария Осиповна Рудзиевская, живущая в селе Упалом Колодезе Мало Архангельского уезда, а по слабости руки из-за болезни и по ее личной Просьбе приложил руку, псаломщик села Упалый Колодез Мало Архангельского уезда Василий Михайлович Звягинцев. При совершении этого духовного завещания дворянкою девицею Марией Осиповной Рудзиевской, которую я вдел и нашел в здравом уме и твердой памяти.

В том, что за слабостью руки по болезни завещательницы Рудзиевской, по ее личной просьбе к этому духовному завещанию приложил за нее псаломщик села Упалого Колодезя Василий Михайлович Звягинцев, свидетелем был и руку приложил священник села Упалого Колодезя Мало Архангельского уезда Алексей Иванович Красовский, живущий в том же селе.

В том же свидетелем был и руку приложил Мало Архангельский мещанин Александр Петрович Никулин, живущий в селе Коротеевке Мало Архангельского уезда.

Нотариус А. Савицкий.

Выписка эта слово в слово, сходная с подлинным актом записана в реестре 1889 года под № 1107 и выдана дворянке девице Марии Осиповне Рудзиевской тысяча восемьсот восемьдесят девятого года, августа одиннадцатого дня. Нотариус А. Савицкий.

Подлинные подписи».

Сумма завещанного капитала, хранившаяся до поры в государственном банке, по тем временам была внушительной — 15 554 рублей».

Из этого завещания видно, как и почему Андрей Иванович Подгорецкий оказался в селе Упалый Колодезь: он получил наследство от родной сестры (правда, сразу возникает вопрос, почему у неё другие фамилия и отчество? — А.П.) и переехал сюда. А сестрица, между тем, оказалась крупнейшим меценатом, пожертвовав сумму в 15 с лишним тысяч рублей на строительство в Курске католического костёла.

Дальше я продолжу цитирование письма Жоржетты Подгорецки Фаррелл:

«Я ничего не нашла по селу  Упалый колодезь, но я уверена, что вы знаете, где искать, может быть, сведения о его церкви.

Я иду по следам рассказа  моей матери,  Марии  Рукавиной-Подгорецкой, которая  вспомнила об этой истории. Иногда вы чувствуете, что люди приукрашивают истории, но всегда есть элемент правды. Она знала, что эта семья родом из Польши,  и что они — католики. После конфликта (войны, сражения), в котором они участвовали, и где были разногласия с другой частью семьи (братьями, двоюродными братьями), наши предки  покинули  Польшу, поселились в России и, очевидно, спустя какое-то время  приняли православие. Однако зачем Марии Осиповне Рудзиевской, если она православная, дарить более 15000 рублей на строительство католического храма?

Я верю, что как историк,  Вы найдете интересное продолжение истории, которую вы уже напечатали.

Я также рада видеть имя матери Владимира. Я не была уверена, как это пишется. Просто из любопытства, это русское имя? Мы уже такая смешанная семья, что на данном этапе меня ничто не удивит.

Я очень надеюсь, что на каком-то этапе кто-то сможет пролить свет на судьбу  братьев и сестер Владимира. Вы были правы, упомянув, что мой брат Борис назван в честь старшего брата Владимира, а я назвала свою дочь в честь его младшей сестры Елены.

Может быть, в Упалом  Колодезе осталось кладбище, где покоятся его родители?  Может быть, если вы посетите церковь, вы могли бы зажечь свечу для них. Приятно знать, что они живут в наших сердцах.

Александр, я желаю Вам удачи в ваших дальнейших исследованиях и надеюсь, что жители Малоархангельска по достоинству оценят ту работу, которую Вы делаете.  Для людей, которые знают, откуда пришли их предки,  и которые живут в том же районе, это не те вопросы, о которых они, вероятно, спросят. Но для переселенцев, живущих за тысячи километров, в разных странах, есть необходимость исследовать какие-то корни и в нашем случае вернуть имя Владимира на родину.

У меня есть друг, который, когда я упомянул о своих исследованиях, просто сказал: «Ваш дедушка хочет, чтобы вы его нашли!»

Со всей моей благодарностью,

Жоржетта Подгорецки Фаррелл».

Вот такое продолжение и, уважаемый читатель, видимо совсем не окончание, потому что по селу Упалый Колодезь я, действительно, попытаюсь что-то найти. Что-то по ставшим неожиданно близкими польским выходцам Подгорецким…

А в заключение —  несколько слов о курском католическом костёле, немалую сумму на построение которого пожертвовала помещица села Упалый Колодезь Малоархангельского уезда Мария Осиповна Рудзиевская, сестра Андрея Ивановича Подгорецкого и родная тётя всех названных в первом очерке его детей, в том числе и Владимира, оказавшегося в эмиграции.

В 1892 году было принято решение о строительстве римско-католической церкви в Курске. Финансы поступали в качестве благотворительности из Польши, а также от дворянки Малоархангельского уезда Орловской губернии Марии Иосифовны Рудзиевской.

В 1896 году храм был построен в неоготическом стиле, с двумя башнями-шпилями, 27 позолоченными крестами, расположенными на портале и по бокам храма. Был богато украшен мозаикой. 15 августа его освятили во имя Успения Божией Матери. В стенах католического храма звучал орган. В центре алтарной части высилось изображение Пресвятой Девы Марии, а по бокам стояли фигуры апостолов Петра и Павла. В костёле хранились редкие книги и иконы. В нём венчался и крестил своих детей знаменитый художник-абстракционист Казимир Малевич.

Костёл до революции в Курске Костёл до революции в Курске

Дореволюционные фото костёла в Курске

После революции 1917 года храм некоторое время функционировал. В 1938 г. договор с католической общиной был расторгнут. В 1939 году здание передано под антирелигиозный музей, где демонстрировался опыт с маятником Фуко, а так же выставлялись иконы, книги и другие духовные принадлежности.

 В послевоенные годы в здании разместили склады. В 1970 году здание было отреставрировано (во время войны в одну из башен попала бомба) и в нём разместился Дом культуры.

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в 90-х годах XX века. С 1992 года здесь вновь по воскресеньям и большим праздникам совершались богослужения. В 1993 году в Курске зарегистрирована католическая община, а в 1997 году здание храма было возвращено католической церкви.

Католический костёл в Курске (современный вид)Католический костёл в Курске (современный вид)

Александр Полынкин

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.