Home » История: до 1917 года, Культура

О Дросковской церкви и её служителях

25 декабря 2010 1 комментарий

Михаило-Архангельская церковь в Дросково Орловской области, 2010 год.

Сто лет тому назад на территории, где просторно раскинулся сейчас Покровский район Орловской области, проживало в многочисленных населённых пунктах более 50 тысяч человек. Одних только сёл насчитывалось в нашем крае 22, соответственно — и 22 храма давали возможность православному люду обращаться к Богу в минуты скорби и радости.

Одной из самых известных и посещаемых долгие годы была церковь в волостном селе Дросково. Вот об этом храме с почти 400-летней историей, о судьбах его служителей и будет наш рассказ.

Само название села — «Дросково» — уникально: на карте Российской Федерации второго такого нет. В XVI — XVII веках шумели здесь обширнейшие Дросковы (Большой и Малый) леса, через которые протекали Дросковы же (Лесной и Полевой) ручьи. А вот почему леса и ручьи назывались так — есть несколько версий, ни одна из которых не является сколько-нибудь убедительной.

Окрестности вокруг Дросковской церкви.Благодаря сохранившимся до настоящего времени Ливенским писцовым книгам, мы знаем, что к 1615 году Дросково уже существовало, но называлось оно тогда сельцо Архангельское, по имени церкви Архангела Михаила, в том же году и появившейся.

Вот что сообщает нам «Приправочная книга 1615 года по г. Ливнам и Ливенскому уезду»:«Сельцо Архангельское, что прежде было займище, — под Дросковым лесом, на Брусовом верху, а в сельце церковь Архангела Михаила, древяна клетцки, стоит на государевой земле; строение той церкви и в церкви образы и свечи и книги и всякое церковное строение попа Семёна, да на погосте двор попов Семёнов, да двор пономарёв Иванов»… Из этой книги мы узнали имя строителя первой (деревянной), очень скромной, церкви села Дросково, но нам, к сожалению, неизвестна его фамилия (если она у него была).

Спустя 10 лет писцовые книги 1626-1629 г.г. по Ливнам и Ливенскому уезду зафиксировали, что поп Семён по-прежнему вёл службы в Архангельской церкви, а помогали ему дьячок Митрошка Васильев и пономарь Тимошка Артемьев.

Надгробный камень с могилы Петра М. (фамилия не сохранилась), умершего в июне 1744 года на 74 году жизни.Наверняка именно такие попы, как Семён, не только прочно сидели на своих погостах, проповедуя слово Божие, но и, трудясь на земле, превращали «дикое поле» вокруг в «добрые пашни». В этом им большую помощь оказывали служилые люди — первые здешние помещики.

Через 50 лет, в 1678 году, в сельце Архангельском проживало уже 11 однодворцев, а в местной церкви служил поп Василий (фамилия его тоже для нас осталась неизвестной).

Деревянная Архангельская церковь села Дросково благополучно просуществовала ещё 100 лет, прежде чем не произошли знаменательные для неё события.

Вот какую информацию почерпнул я из газеты «Орловские епархиальные известия» за 1 декабря 1870 года, в которой были опубликованы «Извлечения из дел Орловской Духовной Консистории»:

«В селе Дросково, Затруцкого стана, с благословения Преосвященного Амвросия Крутицкого, в 1762 году, на место ветхой деревянной церкви во имя Святого Архангела Михаила начато строение новой каменной церкви во имя Рождества Христова с двумя приделами — во имя Архангела Михаила и Великомученика Георгия. В это время при церкви считалось 450 приходских дворов. Церковной земли, коей пользовался причт, было более 500 четвертей; из ней, во время проведения большой дороги от Ливен к Орлу, отошло под дорогу, на расстоянии 7 вёрст, около 30 десятин. Строение новой каменной церкви продолжалось с 1764 по 1786 год. В пособие приходским людям священно-церковно-служители села Дросково ежегодно должны были вносить на постройку церкви по 300 рублей».

С этого времени церковь, поменяв имя, стала Христорождественской и просуществовала ещё 150 лет.

В Государственном архиве Орловской области сохранилось, к сожалению, очень небольшое количество метрических книг этой церкви. Если уж быть точных, то их осталось всего шесть — за 1846, 1847, 1850, 1852, 1858 и 1883 годы (причём, последняя — без начальных страниц).

Вид на Дросковскую церковь со стороны деревни Башкатовой. 2010 г.Но, даже имея такой скромный запас первоисточников, я смог достаточно много узнать о Христорождественской церкви за эти годы. Начну с того, что приход храма был весьма обширен. Кроме самого села Дросково, в него входили сельцо Беженово (Никольское тож), сельцо Муратово и окрестные деревни — Беречка, Березовец, Башкатова, Вепринец (до постройки в нём церкви в 80-ые годы), Верховье Лесков, Гревцова (Гревцева), Громовой Колодезь (чуть позже — просто деревня Громова), Драчёва, Извекова, Лазаревка, Муратова (да, кроме сельца Муратово была ещё и деревня с таким же именем), Новосильская, Погонева, Сетенёва, Соломатовка, Харичкова, Устье Лесков, — всего 20 населённых пунктов.

Большинство прихожан были однодворцами (позже — государственными крестьянами), незначительное число составляли крепостные крестьяне, мещане, купцы и помещики.

Сколько в приходе имелось приходских дворов, мне подсчитать не удалось, но ясно одно, что по сравнению с 70-ыми годами XVIII века это число выросло более чем вдвое. И потому в Христорождественской церкви службу вели даже не два, а три полных причта, а главный из священников носил чин протоиерея и был настоятелем Дросковского храма. В 1846-1847 г.г. эту должность занимал Фёдор Михайлович Полидоров, а с 1850 и по 1883 год (без замены!) протоиереем и настоятелем Христорождественской церкви был Григорий Гаврилович Скуридин. Отец Григорий последние годы являлся, ко всему прочему, и благочинным Малоархангельского уезда (т.е. главным из священников в этой части Орловской епархии — А.П.). Он, кстати, за долголетнюю священническую деятельность в апреле 1870 года был «пожалован орденом Св. Анны 2-ой степени». Кроме того, он был отцом довольно многочисленного семейства (два сына, пять дочерей) и дворянином, занесённым в «Дворянскую родословную книгу Орловской губернии» (оба его сына, Михаил и Пётр, также удостоились дворянства — А.П.).

В 1846 году, кроме протоиерея Фёдора Полидорова, священниками в селе Дросково были Василий Лавров и Николай Архангельский. О Николае Ивановиче Архангельском мне удалось найти интересные сведения в протоколах Орловского Дворянского депутатского собрания (ф.68, д.63).

Николай Архангельский родился в 1790 году, окончив Пензенскую семинарию, служил там же, при ней, а с 28 декабря 1818 года стал армейским священником: до 18 октября 1820 года проходил службу в Курском пехотном полку, потом — в 19-ом Егерском и Московском драгунском.

Был уволен по болезни из Московского драгунского полка приказом командира полка полковника Левенца 23 марта 1834 года. Со второй половины 1834 года и до 1846 года включительно отец Николай служил в Христорождественской церкви села Дросково.

Когда в 1834 году Н.И.Архангельский обратился в Депутатское собрание с заявлением о причислении к дворянству его детей — Перегрина, Николая и Евангела, то представил свою армейскую характеристику: «Был в походах и сражениях, где, отличая себя неустрашимостью и находясь с крестом впереди всех, ободрял воинских чинов, за что и награждён орденом Святой Анны 3-ей степени с бантом и, сверх того, имеет серебренную медаль, за Турецкую войну 1828 и 1829 годов установленную». Дворянское Депутатское собрание, рассмотрев заявление отца Николая, причислило ко дворянству его детей и отметило подвижническую деятельность Архангельского на священническом посту. О его судьбе после 1846 года мне не известно, но в 80-ые годы XIX века священником и помощником настоятеля в Дросковской церкви был ещё один Архангельский — Михаил (не знаю, правда, сын ли он Николая Ивановича или просто однофамилец).

В течение двух лет (1846-1847) в Дросковской церкви дьяконовскую должность «исправлял» (то есть исполнял обязанности) «запрещённый» священник Павел Иванович Копьёв. Не знаю уж, чем он провинился и почему был отстранён от выполнения обязанностей священника, но такое было.

Стоит назвать фамилии и других служителей Христорождественского храма села Дросково во второй половине XIX века: Николай Бутягин, Николай Остроумов (священники), Михаил Руднев, Димитрий Рябинцев, Филипп Богоявленский, Павел Руденский, Александр Дагаев, Федор Леонов, Матвей Сребницкий, Василий Азбукин, Иван Коссов, Яков Тезавровский, Алексей Богданов (дьяконы, пономари, дьячки).

Надгробные камни старого Дросковского кладбища (находятся рядом с церковью).В конце каждой метрической книги церкви села Дросково приводилась сводная таблица по рождениям, смертям и бракам. В последнем из вышеперечисленных, 1883 году, в приходе Христорождественского храма родилось 406 человек (201 мальчик и 205 девочек), умерло 323, а браков было заключено 57.

Кстати, когда 8 января 1852 года у священника села Дросково Василия Семёновича Лаврова и его законной супруги Елисаветы Яковлевны родился сын Филипп, то восприемниками (крёстными отцом и матерью) стали дьякон села Дросково Димитрий Стефанович Рябинцев и дочь протоиерея Григория Гавриловича Скуридина, девица Мария.

Важную роль в жизни любого храма играл и церковный староста. Эта должность была выборной, но очень почётной и ответственной. Церковным старостой Христорождественского храма села Дросково в 1902 году был местный помещик, владелец имения при деревне Башкатовой, дворянин Николай Шушлябин.

Христорождественская церковь села Дросково. Довоенное фото Л. Легостаева, на переднем плане — местный житель М.П. Харчиков.Сколько всего крещений, венчаний и отпеваний познала Дросковская церковь за 300 лет своего существования, — трудно, конечно, подсчитать. Но, если просто прикинуть, в среднем, по 300 родившихся за год, то одних крещений было за эти годы не менее 40 тысяч. Да, в это трудно поверить сейчас, но это было!

Закрыли Христорождественскую церковь в начале 30-ых годов XX века. Учитель В.С. Харчиков вспоминал, что он тогда, вместе с другими мальчишками из деревни Харчиковой, прибегал посмотреть на то, как какие-то безбожные мужики, забравшись на купол храма, зубилами срубали кресты.

В войну немцы разместили на церкви наблюдательный пункт, с которого далеко были видны окрестности. Наши лётчики регулярно, но без особого успеха, пытались его уничтожить. После освобождения села, когда начался ремонт дороги от Дросково до Сетенёво и не хватало строительных материалов, районное начальство не нашло ничего лучшего, как отдать распоряжение о взрыве церкви. Так на 60 долгих лет лишили дросковчан возможности посещать любимый храм.

В начале XXI века, усилиями оптинского старца Илия, при поддержке прихожан началось строительство нового Дросковского храма, — на том же, родовом его месте. И вот уже пять лет, как Михаило-Архангельская церковь (так получилось, что имя храму вернули то самое, первое — А.П.) снова открыта для молитв, крещений, венчаний и отпеваний, для общения с Богом.

А ещё через пять лет, в 2015 году, и само село Дросково, и его возрождённый храм могут отметить большой юбилей — 400 лет со дня основания. Это большая дата, дорогие земляки, и к ней надо готовиться заранее.

Александр Полынкин
Довоенное фото Л. Легостаева, на переднем плане — местный житель М.П. Харчиков.
Современные фото — Александр Полынкин.

Один комментарий

  • Алексей:

    Здравствуйте!
    С удовольствием прочитал вашу статью.
    В статье упоминается мой прапрапрадед Григорий Гаврилович Скуридин.
    Возможно у вас есть ещё какая-то информация о нем и его родителях, братьев и сестер, о детях?
    Был-бы рад любой возможной информации, фото.
    С уважением Алексей.
    antikvar63@yandex.ru

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.