Home » Культура, Новости

Несколько слов о школе, которой больше нет

17 октября 2020 Нет комментариев

Липы роняют желтые листья на дорожку, ведущую к бывшей школе. Она мало изменилась за прошедшие годы: все то же деревянное крылечко, вывеска, высокая крыша и закругленные вверху окна. Осенние лиловые астры цветут ярко и обильно, собирая множество бабочек. Протасовская школа окончательно закрылась пару лет назад. Теперь немногочисленные ученики из окрестных деревень ездят в более современные учебные заведения. Со школой словно ушла жизнь из этого места, даже пруд высох, осталась лишь небольшая лужа.

Перед Днем Учителя педагоги, работавшие здесь, вновь собрались, чтобы увидеть родную, по-другому не скажешь, Протасовскую школу. Мы все вышли из нее. Когда-то колокольчик «Дар Валдая» звал на урок. Его голос был звонок, и ребята бежали из школьного сада, со спортплощадки, чтобы успеть на занятие. Яблоки в школьном саду были вкусные. В урожайные годы деревья становились красными от них, в столовой делали компоты, дети ели вдоволь, но часть плодов оставалась на ветках, когда ударяли морозы. И эти морозовые яблоки были любимым лакомством ребятишек. Лишь только начиналась перемена, они, даже не одевшись, мчались в сад и карабкались по кривым веткам за яблоками, а потом румяные, смеющиеся грызли их. Весной, весь белый от цветов, сад был особенно хорош.

Старая школа днем гудела голосами, но, как только ученики отправлялись домой, наступала тишина. Из укромных уголков выползали мышки и отправлялись исследовать свои владения. Ученики младших классов изготавливали поделки из семечек тыквы, семян растений. Красивые бусы и картины из природного материала украшали выбеленные стены школы. Когда на уроке воцарялась тишина, а детишки сосредоточенно что-то писали в своих тетрадочках, мышки думали, что школа уже опустела и выходили на свою мышиную охоту. А может, желание отведать семечек было сильнее страха. Но учительница не раз выскакивала из класса возмущенная:
— Я урок веду, а она (мышка) на бусах качается. И закричать нельзя!

Мышек, конечно, старались истребить, но они чувствовали себя довольно вольготно, пока на елке недалеко от школы не поселилась ухающая птица. Она питалась исключительно мышками, что было видно по остаткам трапезы.

Пруд за школой был окружен густыми кустами. Зимой он замерзал, и все ходили по льду, чтобы сократить путь. В пруду водилась рыба, плавали утки, а по весне в кустах пели соловьи. Техслужащие обычно брали воду из пруда, чтобы помыть полы. Зимой прорубали полынью. Техслужащие черпали воду, заливали ее в титан, грели. И однажды после мытья полов по школе поплыл запах свежей ухи.
— Что такое? – удивлялись женщины, — никогда такого не было.

На следующий день пол опять благоухал ушицей, и только тогда заглянули в прорубь. Оказывается, вместе с водой женщины набирали в ведра мелкую рыбешку. Она быстро варилась в титане, превращая прудовую воду в рыбный суп.

Учителей, прибывающих на занятия, на крылечке встречал директор школы Нелькин Михаил Алексеевич.
Он хорошо знал всех детей и их родителей, многому научил молодых коллег. К сожалению, Михаил Алексеевич рано ушел из жизни. Но когда учителя Протасовской школы собираются вместе, то непременно вспоминают своего руководителя.

Написать еще можно было бы многое. О том, как отмечали столетие школы, какие вечера проводили, как приезжали ветераны, родственники погибших на протасовской земле. Мы любили свою школу, и каждый старался сделать что-то для ее блага. Протасовская школа – это часть нашей жизни, нашего сердца. Тогда, много лет назад, мы и сами не понимали, какое счастье в ней работать. Сейчас остались лишь воспоминания. Они у каждого свои, и было бы здорово, если бы те, кто когда то учился или работал в этой школе, поделился ими.

Связанные записи

Добавить комментарий

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.