Найти профессию по душе
Проблемы профессионализма находятся в центре внимания нашего общества. Привычными стали сообщения о судебных исках, которые клиенты — родственники умерших пациентов — предъявляют лечащим врачам, потребители — производителям недоброкачественных лекарств и продуктов питания. Причина большинства техногенных катастроф — халатность и недостаток профессионализма.
В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников. Однако квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги, не соответствует этим требованиям, в то время как их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.
В ближайшие десять лет демографы предсказывают резкое уменьшение числа трудоспособного населения. Наша смена учится сейчас в начальной школе. Их меньше, потому что они родились в условиях экономической неопределенности и нестабильности. Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже не представляя, кем будут работать. Число выпускников школы приближается к числу абитуриентов. Между тем, большинство выпускников вузов не работают по специальности — одни из-за того, что не могут найти работу, другие из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из соображений престижа или «за компанию». Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязании, изменение жизненных ориентиров — вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь.
Если пятнадцать лет назад только 25% выпускников выбирали профессию под влиянием школы, то сегодня по степени влияния на выбор профессии школа занимает последнее место становление личности, необходимо использовать все возможности школьного образования.
В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы — воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
В образовательной области «Технология» в 8-9 классах введен модуль «предварительная предпрофильная диагностика». Цель этого раздела — познание подростком самого себя, своих склонностей и способностей, знакомство с миром профессий. Это система психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п.
Большую помощь в этом оказывают встречи с интересными людьми, экскурсии на производство.
В наше время одной из востребованных рабочих профессии остается профессия «продавец». Учащиеся 8 класса Совхозской средней школы посетили современный мини-маркет в поселке ст. Малоархангельск (на снимке). Здесь об особенностях своей профессии им рассказала выпускница Совхозской средней школы, ПУ № 5 В. А. Игнатьева. Она уже успела сменить несколько профессии и нашла ту, которая ей по душе.
Валентина Анатольевна рассказала ребятам о работе продавца. Он производит расчет потребного сырья и выхода готовой продукции, составляет заявки на продукты, контролирует поступившее сырье и проверяет соответствие заявкам и накладным документам, оформляет акты на недостачу веса, брак. В. А. Игнатьева отметила, что продавцу необходима хорошая подготовка по математике. Эта профессия требует внимательного отношения к людям. умения подсказать, посоветовать. Учащиеся также познакомились с родственными профессиями. Возможно, благодаря этой экскурсии, кто-то из восьмиклассников определится с выбором будущей профессии.
И. Максимовская, учитель технологии Совхозской средней школы.
Газета «Звезда»
12.02.2010 г.