Home » История: до 1917 года, Люди

Мацневы. Николай Мацнев, губернский прокурор.

20 мая 2010 Нет комментариев

Ф.С. Рокотов. Портрет Н. М. Мацнева. 1779

Тургеневед Николай Чернов в своей книге «Дворянские гнезда вокруг Тургенева» сообщил о нем: «…губернский прокурор, красавчик, повеса и мот…».

Да, забравшийся на довольно высокую должность, внук хлебного спекулянта, даже женившись на аристократке, фрейлине Варваре Ланской, родной сестре фаворита Екатерины II, начал понемногу «спускать» свое и женино состояние.

Мы нашли подтверждение этому опять-таки в деле № 2167 фонда 6, где приводится следующий факт.

Николай Михайлович Мацнев (пытаясь, наверное, походить на деда — «хлебную матку») взял подряд на поставку муки из своего имения в Санкт-Петербургские запасные магазины. Поручителем в этой сделке выступили мать — Н. М. Мацнева и близкий родственник — А. С. Мацнев.

Однако, получив за предполагаемую поставку семи тысяч кулей муки 11200 рублей, Николай Мацнев деньги растратил, а санкт-петербургские магазины так ничего от него и не получили.

Чтобы данную неустойку погасить, губернский прокурор был вынужден продать с аукциона принадлежавшую ему деревню Грязное (она находится сейчас на территории Покровского района — А.П.) за 12400 рублей, большая часть которых и пошла на уплату долга.

Точной даты рождения и смерти губернского прокурора я пока не выяснил, но просто «красавчик, повеса и мот» никогда бы не привлёк нашего внимания, если бы с ним не оказалась связана история русской живописи: выдающийся русский портретист Фёдор Рокотов оставил нам его портрет, написанный в 1779 году (смотри, читатель, он перед тобой). Искусствоведы долгое время почти ничего не знали о человеке с этого портрета, находящегося в экспозиции Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева.

Вот, к примеру, что писала недавно сотрудница этого музея А. В. Жукова о Мацневе:

«Как из старинного зеркала, туманного и покрытого вековой пылью, смотрит на нас лицо молодого человека с одной из картин, на ней представлен Николай Михайлович Мацнев, московский дворянин (тут искусствовед ошибается, поскольку это, всё-таки, орловский и не просто дворянин, а ещё и прокурор — А.П.). Изображён молодой человек на нейтральном фоне, одет в тёмно-коричневый кафтан и светло-коричневый камзол. Остальные детали костюма лишь обозначены автором — чёрный бант в пудрёном парике, серебряные пуговицы на кафтане, кружевное жабо. Мы знаем о Мацневе только то, что он служил по штатской части и имел чин статского советника (это совершенно точно — документ подтверждает — А.П.). Его судьба остаётся загадкой, Рокотов эту загадку разгадывать не спешит. Напротив, его герой полон таинственности, автор избегает любой конкретности: нет на портрете ни орденов, ни аксессуаров, ни предметов обстановки, которые бы указали на занятия или пристрастия персонажа. Окутывая Мацнева мглистым полумраком, Рокотов намеренно прерывает свой рассказ о герое на полуслове».

Мы, я думаю, сумели хоть в какой-то степени дополнить рассказ выдающегося русского художника, оставившего нам образ человека, то отстранённо мечтательного, то участливо внимательного, а на самом деле, как вы убедились, очень ненадёжного для друзей и родственников: не зря ведь мать сделала наследником своего столбецкого имения не его, а внука.

Александр ПОЛЫНКИН
Изображение: Портрет Н. М. Мацнева. Ф. С. Рокотов. 1779 год.
Вернуться к Оглавлению.

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.