Малоархангельск

Как Советская власть бывших малоархангельских помещиков из их усадеб выселила

Первый лист протокола № 54.

21 ноября 1925 года в Орле состоялось 54-ое заседание президиума Орловского ГИК (губисполкома, в те годы это был высший орган исполнительной власти в губернии — А.П.), на котором присутствовало 23 человека — семь членов президиума ГИКа, четыре члена ГИКа, один кандидат в члены, губернский прокурор Шостак, трое работников орготдела ГИКа, трое работников губплана и представители от уездных исполкомов — Елецкого, Ливенского и Малоархангельского.

Вёл заседание председатель президиума Орловского губисполкома Шелухин. Из стоявших в повестке дня двух вопросов главным, несомненно, был тот, по которому проходило рассмотрение списков бывших помещиков, подлежащих выселению по Ливенскому и Малоархангельскому уездам.

Дело в том, что 20 марта этого же года вышло постановление ЦИКа и Совнаркома СССР «О лишении бывших помещиков права на землепользование и проживание в принадлежавших им до Октябрьской революции хозяйствах», и теперь на местах необходимо было его выполнить.

Документ этот сравнительно небольшой по объёму, и поскольку он как-то выпадал из внимания местных историков-исследователей, то я его (с некоторыми сокращениями) процитирую:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 1925 года

О лишении бывших помещиков права на землепользование и проживание в принадлежавших им до Октябрьской революции хозяйствах

Рабоче-крестьянская советская власть своими первыми декретами отменила полностью и навсегда помещичье землевладение.

Вместе с тем рабоче-крестьянская власть предоставила некоторым бывшим помещикам, не проявившим в то время контр-революционной деятельности, право на надел земли по трудовым нормам и при условии ведения хозяйства без наемного труда, причем, зачастую это производилось на основании приговоров сельских обществ. Особое значение рабоче-крестьянская власть придавала культурному ведению хозяйства бывшими помещиками.

Однако, как показал 7-летний опыт, бывшие помещики, оставленные на принадлежавшей им ранее земле, не только не ведут культурного хозяйства, но в большинстве случаев разрушают доверенное им имущество. Под видом ведения культурного хозяйства, под видом организации сельскохозяйственных артелей и коммун, бывшие помещики эксплуатируют крестьян, применяя наемный труд и устанавливая с окрестным населением кабальные отношения. Значительная часть бывших помещиков получила землю путем обхода существующих законов и путем злоупотреблений.

В то же время эта категория землепользователей оказалась непримиримо-враждебной по отношению к рабоче-крестьянской власти. Значительная часть бывших помещиков стала принимать активное участие в контр-революционном движении и в продолжении 7 лет ведет в деревне явную и скрытую контр-революционную агитацию против мероприятий советской власти, направленных к подъему крестьянского хозяйства, а равно использует и поддерживает пережитки старого режима — покорность и страх перед помещиком — в наиболее отсталых слоях крестьянства.

Все эти явления вызывают в широких слоях трудового крестьянства естественное возмущение.

Ввиду изложенного, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР, на основании п. «н» ст. 1 Основного Закона (Конституции) Союза ССР постановляют:

  1. Бывшие помещики из дворян и их семьи лишаются права на землепользование и проживание в хозяйствах, принадлежавших им до издания декрета о земле 26 октября 1917 г., и ныне находящихся полностью или частично в их фактическом пользовании.
  2. Настоящее Постановление не распространяется: а) на бывших земельных собственников трудового или полутрудового типа, которые приобрели в свое время землю при посредстве земельных банков или другими способами, путем закабаления себя платежами за землю в рассрочку, и работали на земле со своими семьями, с применением лишь добавочного наемного труда; б) на лиц, активно боровшихся на стороне советской власти в рядах Красной Армии, а равно на таких лиц, ближайшие родственники которых активно боролись на стороне советской власти в рядах Красной Армии; в) на лиц, имеющих особые заслуги, отмеченные постановлениями Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР, центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.
  3. Лишение лиц, перечисленных в ст. ст. 1 и 2, права на землепользование и проведение мероприятий по их выселению возлагается на советы народных комиссаров автономных республик и республик Закавказской федерации, президиумы губернских и областных исполнительных комитетов, а в союзных республиках, имеющих лишь окружное деление, — на президиумы окружных исполнительных комитетов.
  4. Бывшие помещики и крупные землевладельцы, лишенные в порядке ст. 4 прав на землепользование и подлежащие вследствие этого выселению, обязаны сдать в целости находящееся в их пользовании национализированное имущество, поступившее к ним по передаточным описям или другим соответствующим актам. Постройки же, сооружения, живой и мертвый инвентарь и проч., приобретенные впоследствии самими пользователями, признаются собственностью последних и могут быть вывезены ими или проданы на месте. Урожай произведенного ими озимого посева 1924 г. и ярового посева 1925 г., предметы домашнего обихода, не входящие в состав принадлежностей сельского хозяйства (носильное платье, белье, мебель, книги, домашняя утварь и т. п.), а также предметы питания отобранию не подлежат.
  5. Лицам, выселяемым на основании настоящего Постановления, предоставляется право на наделение землею в пределах трудовой нормы из колонизационно-переселенческого фонда тех губерний (и других соответствующих административно — территориальных единиц), в которых эти лица ранее не имели земельной собственности, с соблюдением при этом требований, установленных для переселенцев.
  6. Выселение бывших помещиков и крупных землевладельцев должно быть закончено к 1 января 1926 года, причем, в первую очередь производится выселение помещиков из пограничных губерний (и других соответствующих административно-территориальных единиц)…

Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН

Председатель СНК Союза ССР
А. РЫКОВ

Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ

Во исполнение этого Постановления в Орловской губернии была создана губернская комиссия по выселению бывших помещиков, а в уездах — уездные, которые в результате проведённой подготовительной работы представили к этому заседанию списки помещиков — как подлежащих выселению, так и остающихся в своих усадьбах.

Не буду в данном материале говорить о ливенских помещиках, остановлюсь только на малоархангельских.

Представитель Малоархангельского уездного исполкома Мишин представил три списка. В первом значились помещики, подлежащие выселению из занимаемых ими усадеб и из пределов уезда. Их оказалось 25 человек. Фамилии этих помещиков я приведу в том порядке, как они значатся в протоколе № 54 Орловского ГИКа от 21 ноября 1925 года:

№ п/п Фамилия, имя, отчество
1 Казаков Николай Константинович
2 Покатилов Юрий Владимирович
3 Рейдмейстер Агнесса Валериановна
4 Троицкий Николай Андреевич
5 Франк Варвара Павловна и Шеина Ольга Павловна
6 Кашернинов Николай Леонидович
7 Паприц Николай Алексеевич
8 Кашернинов Гавриил Петрович
9 Потулова Елена Алексеевна
10 Пушечников Михаил Николаевич
11 Петровский Николай Николаевич
12 Шаталова Мария Михайловна
13 Вениери Екатерина Николаевна
14 Киреевская Ольга Григорьевна
15 Петрова Анастасия Ивановна
16 Языкова Ольга Васильевна
17 Гриневич Эрест (наверное, Эрнест) Викторович
18 Карогодин Иван Никитич
19 Малыгин Николай Михайлович
20 Подгорецкий Михаил Андреевич
21 Александров Дмитрий Дмитриевич
22 Тисов Николай Александрович
23 Леонов Сергей Михайлович
24 Мацкий Арсений Аркадьевич

Из перечисленных фамилий некоторые оказались мне хорошо знакомы, потому что писал о них самих или о представителях их семейств (Покатилов, Киреевская), но, поскольку это отдельная тема, я коснусь её в другой раз.

В списке №2 по Малоархангельскому уезду были представлены те лица, которые, согласно мнению комиссии по выселению и местных органов Советской власти, не подходили под «действие декрета о выселении бывших помещиков», и им можно было остаться в занимаемых ими усадьбах.

Этот список включал в себя в два с лишним раза больше народу (бывшие помещики, которые за семь лет существования Советской власти сумели доказать ей свою лояльность — А.П.).

№ п/п Фамилия, имя, отчество
1 Архангельский Александр Иосифович
2 Арнольди София Константиновна
3 Беликовы Иван и Василий Антоновичи
4 Ерохины Дмитрий и Константин Дмитриевичи
5 Кузнецов Яков Алексеевич
6 Лисичкины Иван и Александр Андриановичи
7 Лисичкин Иван Егорович
8 Лисичкина Анна Евдокимовна
9 Оловенникова Елизавета Николаевна
10 Селезнёва Анна Александровна
11 Херов Николай Павлович
12 Черемисин Андрей Иванович
13 Крылов Павел Иванович
14 Крылов Михаил Петрович
15 Мозговой Никита Викторович
16 Мамонтов Николай Дмитриевич
17 Орлов Николай Николаевич
18 Топковы Серафим, Иван и Вениамин Сергеевичи
19 Селиванов Алексей Павлович
20 Сидельников Александр Николаевич
21 Селезнёва-Николенко Василиса Матвеевна
22 Троепольская Анна Александровна
23 Селиванов Егор Павлович
24 Ураловы Сергей, Николай, Александр, Василий и Иван Ивановичи
25 Шилов Василий Андреевич
26 Аккуратов Александр Капитонович
27 Барковы Алексей, Григорий и Иван Николаевичи
28 Митрошины Козьма, Илья и Дмитрий Филипповичи
29 Самсоненковы Алексей, Николай и Владимир Глебовичи
30 Пономарёвы Пётр и Василий Максимовичи
31 Херов Иван Николаевич
32 Яковлев Николай Феоктистович
33 Агарков Никита Данилович
34 Алферов Пётр Павлович
35 Башкатова Матрёна Ерофеевна
36 Егоров Венедикт Алексеевич
37 Шатохин Роман Михеевич
38 Юров Алексей Андреевич
39 Демьянов Игнат Иванович
40 Кобынцев Иван Максимович
41 Можаров Иван Васильевич
42 Пырсин-Филатов Андрей Фролович
43 Русанов Александр Андреевич
44 Рюмшин Александр Алексеевич
45 Третьякова Матрёна Васильевна
46 Егурнова Мария Егоровна
47 Ильменков Дмитрий Иванович
48 Сиротина Надежда Владимировна и Гулин Дмитрий Дмитриевич
49 Полякова Анисья Дмитриевна
50 Борисов Дмитрий Тихонович
51 Волобуев Гавриил Павлович
52 Путилин Иван Иванович
53 Рубцов Филипп Васильевич
54 Самойлов Николай Яковлевич
55 Шабунова Елиавета Артёмовна
56 Барановский Дмитрий Фёдорович

Общее число оставленных в своих усадьбах помещиков составило 73 человека, но это вовсе не означало, что их теперь навсегда оставили в покое. Подойдёт время коллективизации, и эти, пока помилованные, попадут уже в другие списки — подлежащих «раскулачиванию». Такая судьба, к примеру, выпала большому семейству Лисичкиных (они помещиками никогда не были — купцами или зажиточными крестьянами, — да — А.П.), живших в Успенской волости.

Так что почти все эти люди навсегда потом распрощались с Малоархангельским уездом, а некоторые — и с жизнью.

И в последнем списке №3 значились 13 фамилий бывших помещиков, в отношении которых было прекращено производство дела о выселении, поскольку они или уже не проживали в усадьбах, или их имущество уже у них отобрали ранее.

Вот фамилии помещиков из этой «чёртовой дюжины»:

№ п/п Фамилия, имя, отчество
1 Оловенникова Варвара Алексеевна
2 Петкевич Нина Владимировна
3 Крылов Алексей Иванович
4 Курочкин Моисей Александрович
5 Сасин Николай Андреевич
6 Знаменская Анна Александровна
7 Аксенова Пелагея Фёдоровна
8 Гревцев Михаил Дмитриевич
9 Догаев Василий Михайлович
10 Дмитриев Яков Дорофеевич
11 Егоров Василий Дормидонович
12 Хоныков Митрофан Дмитриевич
13 Потёмкин Сергей Дмитриевич

Последними пунктами в протоколе № 54 заседания президиума Орловского губисполкома стояли следующие:

  1. Бывших помещиков, подлежащих выселению, предложить выселить немедленно (сроки-то поджимали, а за невыполнение их могли наказать — А.П.)…
  2. Предложить губернскому земельному управлению разработать Положение об использовании имущества выселяемых помещиков и представить на утверждение президиума губисполкома.

P. S. Какая судьба выпала на долю выселенных представителей «враждебных классов», мне пока неизвестно…

Александр Полынкин

Exit mobile version