Малоархангельск

Из истории районной комсомолькой организации: ветеран вспоминает и рассказывает (1986)

Комсомольский значок.

С приближением Дня рождения комсомола воспоминания неизменно возвращают Александра Андреевича Цветаева к годам его тревожной молодости, к началу его комсомольской работы. Как и с чего это началось? Цветаев рассказывает:

— Весной 1920 г. меня, молодого коммуниста вызвали из с. Архарово, где я жил и работал, в Малоархангельск, в уком партии. Секретарь уездного комитета Владимир Васильевич Ченцов подробно расспросил о положении дел в волости, а затем вдруг озадачил вопросом:

— Ты что-нибудь знаешь про комсомол?

Я ответил, что краешком уха слышал кое-что.

— Хороший этот союз, парень. На бой с капиталом молодежь ведет. Пора в каждой волости ячейки РКСМ создать. Вот я сейчас познакомлю тебя с одним товарищем — вместе будете работать.

В комнату вошел парнишка среднего роста, в синих очках, небрежно пожал мне руку и почти пробасил: «Федор Ченцов», а секретарь укома партии добавил:

— Мой брат. Впрочем, то не имеет значения. Садитесь, я вас проинструктирую.

Обстановка в уезде была тяжелой, напряженной. Кулаки поднимали головы. Враг хотел костлявой рукой голода задушить Советскую власть. Надо было во что бы то ни стало вырвать крестьянскую молодежь из-под влияния кулачества и попов, объединить ее в коммунистический союз, сделать его боевым помощником большевиков в борьбе за новую жизнь.

После того, как были проштудированы брошюры по юношескому движению, мы отправились в путь. Нам было поручено побывать в 10 волостях восточной половины уезда. Мы их обошли и объехали за 2 месяца. В результате волостные комсомольские ячейки были созданы.

О том, какие трудности приходилось преодолевать при этом, А. А. Цветаев рассказал следующее:

— Вступление в комсомол в тот период означало, что комсомолец становился проводником политики партии и Советской власти в деревне и часто ставил под угрозу свою жизнь. Угроза исходила от кулаков и других враждебных элементов, которые в ту пору еще имели силу и влияние в деревне.

Выступая тайно, а иногда и явно против политики партии, кулачество не хотело допустить ослабления своего влияния на молодежь, использовало в своих интересах неграмотность и религиозность, распространенные тогда среди крестьянства. И вот иногда после тщательной подготовки, волостного молодежного собрания молодежь являлась на это собрание в очень небольшом количестве. При выяснении причин неявки оказывалось, то кулаки распускали какой-нибудь порочащий комсомольцев слух или распространяли вымыслы, будто всех комсомольцев отправят на фронт. Приходилось вести повторную разъяснительную работу.

Когда волостные комсомольские ячейки укрепились, в июне 1920 г. был созван 1-й уездный комсомольский съезд (слово «конференция» тогда еще не употреблялось). Говоря о значении съезда, А. А. Цветаев отметил, что съезд сыграл большую роль в деле становления уездной комсомольской организации. Деревенские комсомольцы хорошо уяснили себе задачи, стоящие перед ними, обменялись опытом работы, почувствовали себя более уверенно. Правда, иногда бывало и так: рассказываешь, убеждаешь ребят и девчат, а они снова спрашивают:

— Чем же все-таки дальше станет заниматься комсомол? Пока вот фронту, рабочим и бедноте помогает. Ну, а потом-то что?

— Признаться, — говорит Александр Андреевич, — мы и сами не представляли, что же будет потом. Ясный и подробный ответ на этот волнующий вопрос был вскоре получен нами на III съезде РКСМ в речи В. И. Ленина. Делегату III съезда А. А. Цветаеву приходилось и приходится часто встречаться с молодежью Москвы, Подмосковья и других городов, рассказывать о съезде. Всем интересно видеть и слушать комсомольского работника 20-х годов, который видел и слушал Ленина. Речь вождя вдохновила и продолжает вдохновлять комсомольцев на большие дела. Цветаев вспоминает о том, как, преодолевая материальные трудности — недоедание, холод в общежитиях, молодежь штурмовала высоты науки с таким же упорством и волей к победе, как и на фронтах гражданской войны.

Упорство и воля к победе — прекрасные качества, необходимые во все времена. А что еще было характерно для комсомольцев 20-х годов? Несколькими штрихами Цветаев дает представление о нравах и обычаях тогдашних комсомольцев.

Отношение к своей внешности в массе комсомольцев, включая активистов, было довольно равнодушное, а у некоторых даже подчеркнуто небрежное. Одежду носили самую разнообразную, но преобладала военная — шинели, брюки-галифе, гимнастерки, кожаные куртки. Из головных уборов — шлемы-«буденовки», шапки, фуражки кожаные, ученические или какие-либо форменные. На ногах — сапоги или солдатские ботинки. Девушки часто повязывались красными платочками, иногда носили гимнастерки или косоворотки, кожаные куртки.

Комсомольцы были строго требовательны, когда дело шло об исполнении указаний партии и комсомола о моральном облике и дисциплине, сурово осуждали некоммунистические поступки: мещанское поведение, обывательские нравы. Приобретение одежды или предметов быта сверх необходимого минимума считалось «мещанским обрастанием».

Откровенность и справедливость при общении с товарищами — обязательное требование, которое коллектив предъявлял к любому члену союза. В комсомольской среде всегда была готовность поделиться с товарищем хлебом, одеждой и пр. Приезжие комсомольцы жили группами в холодных общежитиях, довольствовались четвертью фунта (100 граммов) хлеба, жидким обедом в столовой. Несмотря на тяжелые материальные условия жизни того времени, молодежь всегда сохраняла мужество, бодрость духа, хорошее настроение.

Е. Наумов
Районная газета «Звезда»
28.10.1986

Exit mobile version