Home » История: с 1917 по 1941 г. г.

Из истории районной комсомолькой организации: ветеран вспоминает и рассказывает (1986)

1 августа 2011 Нет комментариев

Комсомольский значок.

С приближением Дня рождения комсомола воспоминания неизменно возвращают Александра Андреевича Цветаева к годам его тревожной молодости, к началу его комсомольской работы. Как и с чего это началось? Цветаев рассказывает:

— Весной 1920 г. меня, молодого коммуниста вызвали из с. Архарово, где я жил и работал, в Малоархангельск, в уком партии. Секретарь уездного комитета Владимир Васильевич Ченцов подробно расспросил о положении дел в волости, а затем вдруг озадачил вопросом:

— Ты что-нибудь знаешь про комсомол?

Я ответил, что краешком уха слышал кое-что.

— Хороший этот союз, парень. На бой с капиталом молодежь ведет. Пора в каждой волости ячейки РКСМ создать. Вот я сейчас познакомлю тебя с одним товарищем — вместе будете работать.

В комнату вошел парнишка среднего роста, в синих очках, небрежно пожал мне руку и почти пробасил: «Федор Ченцов», а секретарь укома партии добавил:

— Мой брат. Впрочем, то не имеет значения. Садитесь, я вас проинструктирую.

Обстановка в уезде была тяжелой, напряженной. Кулаки поднимали головы. Враг хотел костлявой рукой голода задушить Советскую власть. Надо было во что бы то ни стало вырвать крестьянскую молодежь из-под влияния кулачества и попов, объединить ее в коммунистический союз, сделать его боевым помощником большевиков в борьбе за новую жизнь.

После того, как были проштудированы брошюры по юношескому движению, мы отправились в путь. Нам было поручено побывать в 10 волостях восточной половины уезда. Мы их обошли и объехали за 2 месяца. В результате волостные комсомольские ячейки были созданы.

О том, какие трудности приходилось преодолевать при этом, А. А. Цветаев рассказал следующее:

— Вступление в комсомол в тот период означало, что комсомолец становился проводником политики партии и Советской власти в деревне и часто ставил под угрозу свою жизнь. Угроза исходила от кулаков и других враждебных элементов, которые в ту пору еще имели силу и влияние в деревне.

Выступая тайно, а иногда и явно против политики партии, кулачество не хотело допустить ослабления своего влияния на молодежь, использовало в своих интересах неграмотность и религиозность, распространенные тогда среди крестьянства. И вот иногда после тщательной подготовки, волостного молодежного собрания молодежь являлась на это собрание в очень небольшом количестве. При выяснении причин неявки оказывалось, то кулаки распускали какой-нибудь порочащий комсомольцев слух или распространяли вымыслы, будто всех комсомольцев отправят на фронт. Приходилось вести повторную разъяснительную работу.

Когда волостные комсомольские ячейки укрепились, в июне 1920 г. был созван 1-й уездный комсомольский съезд (слово «конференция» тогда еще не употреблялось). Говоря о значении съезда, А. А. Цветаев отметил, что съезд сыграл большую роль в деле становления уездной комсомольской организации. Деревенские комсомольцы хорошо уяснили себе задачи, стоящие перед ними, обменялись опытом работы, почувствовали себя более уверенно. Правда, иногда бывало и так: рассказываешь, убеждаешь ребят и девчат, а они снова спрашивают:

— Чем же все-таки дальше станет заниматься комсомол? Пока вот фронту, рабочим и бедноте помогает. Ну, а потом-то что?

— Признаться, — говорит Александр Андреевич, — мы и сами не представляли, что же будет потом. Ясный и подробный ответ на этот волнующий вопрос был вскоре получен нами на III съезде РКСМ в речи В. И. Ленина. Делегату III съезда А. А. Цветаеву приходилось и приходится часто встречаться с молодежью Москвы, Подмосковья и других городов, рассказывать о съезде. Всем интересно видеть и слушать комсомольского работника 20-х годов, который видел и слушал Ленина. Речь вождя вдохновила и продолжает вдохновлять комсомольцев на большие дела. Цветаев вспоминает о том, как, преодолевая материальные трудности — недоедание, холод в общежитиях, молодежь штурмовала высоты науки с таким же упорством и волей к победе, как и на фронтах гражданской войны.

Упорство и воля к победе — прекрасные качества, необходимые во все времена. А что еще было характерно для комсомольцев 20-х годов? Несколькими штрихами Цветаев дает представление о нравах и обычаях тогдашних комсомольцев.

Отношение к своей внешности в массе комсомольцев, включая активистов, было довольно равнодушное, а у некоторых даже подчеркнуто небрежное. Одежду носили самую разнообразную, но преобладала военная — шинели, брюки-галифе, гимнастерки, кожаные куртки. Из головных уборов — шлемы-«буденовки», шапки, фуражки кожаные, ученические или какие-либо форменные. На ногах — сапоги или солдатские ботинки. Девушки часто повязывались красными платочками, иногда носили гимнастерки или косоворотки, кожаные куртки.

Комсомольцы были строго требовательны, когда дело шло об исполнении указаний партии и комсомола о моральном облике и дисциплине, сурово осуждали некоммунистические поступки: мещанское поведение, обывательские нравы. Приобретение одежды или предметов быта сверх необходимого минимума считалось «мещанским обрастанием».

Откровенность и справедливость при общении с товарищами — обязательное требование, которое коллектив предъявлял к любому члену союза. В комсомольской среде всегда была готовность поделиться с товарищем хлебом, одеждой и пр. Приезжие комсомольцы жили группами в холодных общежитиях, довольствовались четвертью фунта (100 граммов) хлеба, жидким обедом в столовой. Несмотря на тяжелые материальные условия жизни того времени, молодежь всегда сохраняла мужество, бодрость духа, хорошее настроение.

Е. Наумов
Районная газета «Звезда»
28.10.1986

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.