Малоархангельск

Военное детство Нины Семеновны Кауровой

В Гринёвке,1942 год, июль.

У Нины Семеновны Кауровой — почтенный возраст. Родилась она в далеком 1928 году, но остается почти такой же энергичной, как в молодости. В семье, где подрастали пятеро детей, Нина Семеновна была нянькой — так было принято тогда называть старшую сестру. Слово это говорит само за себя.

— Детства у меня, можно сказать, не было, — вспоминает она. — Мне бы самой в куклы играть, а я присматривала за младшими. А уж когда началась Великая Отечественная война, повзрослела в одночасье. Когда фашисты заняли Гриневку, отца уже взяли на фронт, мать осталась одна с ребятишками, которые были мал мала меньше. Кому ей помогать, как не мне?

Говорить о горе и лишениях, которые принесла война, Нина Семеновна без слез не может.

— В нашем доме поселились немцы, — рассказывает она. — Спали мы все шестеро на печке. Младшей, Юлечке, в ту пору было два годика. Как-то раскричалась она, расплакалась — не успокоить, а немец схватил автомат и наставил на нас: если, мол, не замолчит, всех расстреляю. По его решительному зверскому виду было понятно: он в любую секунду готов был привести эти слова в исполнение. Когда начались бои за нашу деревню, немцы при отступлении жгли дома односельчан. Не уцелел и наш. Осталась от него одна стенка, потому что была кирпичная. А мы все в чем были спрятались в подвал, питались кормовой свеклой. Вскоре нас эвакуировали в Пересуху. Но и здесь, как оказалось, тоже шли бои, мы попали под обстрел. Было очень страшно, смерть ходила рядом.

Когда родную деревню освободили наши войска, семья вернулась домой. Мать пригородила то, что нашли, к уцелевшей стенке — получилось что-то наподобие жилья. Все были рады, что прогнали ненавистных фашистов, терпеливо переносили голод и лишения. Конечно, радость была куда большей, если бы не похоронка на отца, который погиб в 1943-м.

Но жизнь в деревне возрождалась, селяне начали обрабатывать поля. В 16 лет Нина Семеновна самостоятельно стала трудиться в колхозе.

— Вначале на поле выходили саперы, — рассказывает она. — Мин было очень много. И лишь после того как они их обезвреживали, люди начинали копать землю. Все делалось вручную.

Всю жизнь Н. С. Каурова проработала в полеводстве. Ручной труд теперь заменили умные машины, но в те годы приходилось тяпкой полоть по три гектара сахарной свеклы, при уборке все корни сносить в кучи и ножом обрезать с них листву.

И сейчас Нина Семеновна не может сидеть без дела. Под окном городского дома, где она живет, разбила клумбу. И в ответ на заботу, с которой она ухаживает за ней, растения радуют ее дружным цветением.

Антонина Русанова
Районная газета «Звезда»
24.07.2013

Exit mobile version