Николай Михайлович Карабулин
Николай Карабулин родился 17 ноября 1918 года в деревне Торханка Большесельского (ныне Некрасовского) района Ярославской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при заводе «Пролетарская свобода», где работал токарем. В 1935 г. в стране зародилось стахановское движение, названное именем его зачинателя — шахтера А. Г. Стаханова. Среди рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий движение передовиков производства приобрело широкий размах. Не обошло оно стороной и рабочих завода «Пролетарская свобода». В 1935 г. Николай Карабулин по результатам выработки производственных норм занял 15 место, через 2 года — третье. В 1938 г. его назначили бригадиром, среднемесячная норма выработки бригады составила не менее 240%.
В том же году он закончил Ярославский аэроклуб, а спустя 2 года — Сталинградскую военно-авиационную школу летчиков. На фронте Великой Отечественной войны с августа 1941 года в составе 215 штурмового авиационного полка 47 смешанной авиационной дивизии Западного фронта принимал участие в боевых действиях Смоленского оборонительного сражения с целью не допустить прорыва немецко-фашистских войск на Москву. Летчики с воздуха поддерживали войска 16 и 20 армий в районе Смоленска, Ярцево, Духовщина. В наградном листе командира 47 авиационной дивизии полковника Толетикова и полкового комиссара Иваненко на присвоение Карабулину Н. М. звания Героя Советского Союза записано:
За период военных действий против гитлеровской Германии проявил себя как мужественный, смелый, бесстрашный командир. За период с 21 августа по 16 сентября 1941 г. совершил 13 боевых вылетов на самолете Ил-2, 22 и 26 августа в составе группы Каштанова, Филатова бил по танкам, мотомеханизированным колоннам и артиллерии противника в районе Ярцево, где нанесли ощутимый урон противнику.
26 августа самолет Карабулина был подбит вражеской зенитной артиллерией. Несмотря на серьезное повреждение, он довел и посадил самолет на своей территории. С 26 августа по 3 сентября в группах капитанов Малютина и Тарасова наносил удар по танкам и живой силе противника в районах Ярцево-Духовщина. 7 августа 1941 г. в группе капитана Тарасова наносил удар по артиллерии и скоплению войск противника в районе Западная Двина, озера Веружины. 16 сентября 1941 г. в составе группы старшего лейтенанта Новикова на Смоленском аэродроме было уничтожено более 20 вражеских бомбардировщиков, там же был обстрелян вражеской зенитной артиллерией. Снарядом была повреждена плоскость самолета, а второй снаряд разорвался в кабине самолета, осколками которого было нанесено более 20 ран в спину, левую руку и лицо. Потеряв много крови, но сохранив самообладание, довел и посадил самолет на своей территории, где красноармейцами наземных войск была оказана первая помощь, после чего, несмотря на тяжелое ранение, привел самолет и мастерски посадил на своем аэродроме.
Поздней осенью 1941 г. за передним краем наших войск приземлился самолет. Трудно было представить, каким образом этот весь изрешеченный штурмовик мог держаться в воздухе, да еще приземлиться на своей территории. В кабине самолета красноармейцы обнаружили тяжело раненного летчика. Спустя несколько суток он рассказал, что на боевое задание по уничтожению моста вылетело 12 самолетов Ил-2, вернулся он один, но приказ выполнил. Остальные погибли от плотного зенитного огня противника. Врачи долго выхаживали Николая Карабулина.
6 апреля 1942 г. штурмовой полк базировался на аэродроме Великий Бурлук Харьковской области. В мае войска Юго-Западного фронта проводили операцию по разгрому харьковской группировки противника и освобождению Харькова. На аэродроме Глухово базировались транспортные самолеты группы армий «Юг». Аэродром тщательно прикрывался зенитной артиллерией и истребителями. На выполнение боевого задания штурмовой полк повел командир майор Г. Воробьев. Прорвавшись сквозь заградительный артиллерийский огонь, летчики нанесли штурмовой удар и уничтожили 18 транспортных самолетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1942 г. командиру звена лейтенанту Карабулину Н. М. присвоено звание Героя Советского Союза. Он награжден также орденами Ленина, Отечественной войны II степени и Александра Невского.
В конце августа 1942 года штурмовая дивизия в составе Донского фронта участвовала в Сталинградской битве, исход которой оказал определяющее влияние на весь ход 2-й мировой войны. По несколько раз в день водил командир эскадрильи своих соколов на штурмовку скоплений танковых и механизированных войск, аэродромов и железнодорожных станций с воинскими эшелонами. Николай Карабулин совершил несколько десятков боевых вылетов, уничтожил большое количество живой силы и военной техники противника.
Бесстрашный и мужественный летчик. За время войны произвел 62 боевых вылета. Свой богатый опыт по штурмовке врага передал своим боевым товарищам, особенно молодым летчикам. На Сталинградском и Донском фронтах выполнил 29 боевых вылетов и лично уничтожил 5 вражеских самолетов, 3 танка, 27 автомашин, 6 артиллерийских орудий, 4 огневые точки, 7 дзотов и до 55 гитлеровцев. 10 декабря 1942 г. при налете на аэродром противника в Б. Рассошка уничтожил 4 самолета Ю-52. Несмотря на плотный заградительный огонь, группа штурмовиков, возглавляемая Карабулиным, выполнила задание командования и без потерь вернулась на аэродром базирования. За полет 25 декабря 1942 г. на штурмовку войск противника на южных склонах балки Конная весь личный состав группы получил благодарность от командующего 65 армией тов. Батова П. И. За оказание огневой поддержки наземным войскам по уничтожению окруженной вражеской группировки под Сталинградом и нанесение большого ущерба в живой силе и военной технике достоин награждения орденом Александра Невского.
Командир 228 штурмовой авиационной дивизии полковник Комаров. 22.01.43г.
Приказом командующего 16 воздушной армией № 9/н от 16.02.43 г. Карабулин Н. М. награжден орденом Александра Невского № 254.
4 февраля 1943 года полк, в котором он служил, перелетел в Курск. До июля на Центральном фронте было относительное затишье, войска напряженно готовились к Курской битве. 5 июля в 11 ч. 25 мин. во главе эскадрильи Карабулин Н. М. вылетел на штурмовку танковых и механизированных колон противника в районе с. Малоархангельск. На подходе к цели был сбит двумя истребителями ФВ-190, которые специально были выделены немецким командованием для уничтожения отважного летчика.
Похоронен в братской могиле на станции Малоархангельск Орловской области.
Приказом Народного комиссара обороны СССР Карабулин Н. М. зачислен навечно в списки штурмового авиационного полка. Приказом по заводу «Пролетарская свобода» Николай Карабулин и военный летчик Игорь Посохов навечно внесены в списки рабочих ремонтно-механического цеха, учреждены переходящие вымпелы лучшей бригаде за производственные показатели и переходящий приз, который вручали команде-победительнице в ежегодных соревнованиях членов ДОСААФ.
В ноябре 1963 года бывшая Подосеновская улица Красноперекопского района города Ярославля названа улицей имени Н. М. Карабулина. Его имя увековечено на мемориальной доске, установленной на здании Ярославского аэроклуба. В Ярославском народном музее завода «Пролетарская свобода» есть экспозиция, посвящённая славному земляку.
Использованы материалы сайта yarveteran.narod.ru, Герои Страны, Подвиг Народа и ОБД Мемориал.