Седьмое июля 2018 года. Рождество Иоанна Предтечи
Седьмое июля, день Иоанна Крестителя. Ребятишки бегают по двору, обливаются водой. Благо, погода после вчерашнего дождя теплая, еще стоят лужи. Все чинно и благопристойно. Наверное, уже закончились времена, когда даже люди почтенного возраста в этот день остерегались выйти на улицу. Обольют ведь сорванцы! Ух, хворостиной их! Но сорванцы не боялись ни сердитых слов, ни гибких, больно бьющих веток лозы. Праздник! И можно сколько угодно лить воду из кружек, ведерок, бутылок, плескать ладошкой из лужи. Одежда на солнышке высыхает быстро.
О ночи накануне Ивана Купалы много рассказывают, но никто не говорит про вечер, а он в этом году был примечательным. После дождя небо стало как в детском калейдоскопе — разноцветным: синим, голубым, с розовыми вкраплениями. Двигалось туча угрожающе красно-оранжевого цвета, а рядом ярко светило желтое солнце. Оно выглядело странным, размытым, будто кто-то растер рисунок. Потом стало понятно: перед солнцем висела тонкая и слабая завеса золотистого дождя. Горожане, увидев красно-оранжевую тучу, ждали бурю и град, грозу и шквалистый ветер. Ничего этого не случилось. Тишь и благодать над нашим маленьким, вдоволь напоенным летним дождем, городом.
На Руси в 24-й день иуния или иначе изока, червеня праздновали Рождество св. Иоанна Крестителя или по народному календарю — Ивана Купалу.
Игумен Елеазаровской пустыни Памфил (XVI в.) писал: «В этот день исходят огньницы, мужские и жены по лугам, по болотам, в пустыни и дубравы, ищущие смертные отравы на пагубу человекам и скотам; туже и дивия коренья копают на потворения мужам своим. Сия все творят в действом диаволим в день Предтеча Рождества, с приговоры сатанинские». Повествовал далее Памфил, что в этот праздник, в святую ночь в городах и селах творили бесчинства, били в бубны, дули в сопели, плясали, пели скверные песни «хребтом вихляли, ногам скакали, топтали». В Стоглаве о празднике Купалы писалось, что мужчины и женщины ходили по улицам и забавлялись бесстыдными играми. Когда заканчивалась ночь, все с криком шли к реке, где омывались «как бешенные».
Есть еще одно любопытное свидетельство о том, как в народе отмечали праздник. Его оставил архимандрит Киево- Печерского монастыря Иннокентий Гизель:
«Соплетают себе венцы от зелия некоего… Еще на том бесовском игрище кладут огонь, и окрест его нечестиво ходят и скачут, песни поют, сквернаго Купала часто повторяющие и чрез огонь скачущие, самих себя тому бесу Купалу в жертву приносят».
Это праздник летнего солнцестояния, считалась, что вся природа получает особую силу. Солнце находится на самой высокой точке и оказывает особе животворное влияние на землю. И с этого дня медленно поворачивает земля на зиму. Этот период всегда грустен. Еще продлится лето, зреют фрукты в садах, в огороде зеленеют ровные ряды картофеля, растут огурцы, золотятся тыквы, но уже кажется, что чувствуется дыхание студеной зимы. Хотя наши предки именно с этого дня начинали отсчитывать начало лета. Но каждый новый день будет короче предыдущего.
Языческий праздник Ивана Купалы и христианский Иоанна Предтечи тесно переплелись в народном сознании. Тем более, что оба связаны с водой.
В старину на Рождество Иоанна Предтечи запасались травами, собранные в этот день имеют великую силу. Вот что рассказывал Румянцевский сборник 1754 года: «В Ивановскую ночь кладов стерегут, и на травах парятся в банях, и травы рвут, и коренья копают, еще березки подвязывают, ветви сплетают, да жив будет того лета человек». В некоторых областях на Руси в этот день в церковь приносили пуки трав и охапки цветов, чтобы потом использовать их против нечистой силы, переполоха и прочей гадости.
Приметы говорят: если пошел дождь, то через неделю установится жара и продлится до конца лета. Нельзя есть ягоды, не то усопшие родственники останутся голодными. Нельзя принимать никакие подарки, даже сладости. Сегодня очень легко наслать на человека порчу. Кукушка запоет к дождливой осени, а сверчок – к радости. Рожденный в купальскую ночь имеет магические способности. Никакие козни ему не страшны.