Горшколяпы
Когда-то деревня Верхняя Гнилуша Малоархангельского уезда славилась своими гончарами, отчего деревенских и прозвали горшколяпами, не как-нибудь, а с обидой, пренебрежением, хотя горшечники в деревне проживали знатные. Наш район богат глиной, пригодной для гончарного ремесла, но процветало оно всего лишь в нескольких деревнях. Сами жители Верхней Гнилуши объясняли это тем, что давным-давно сюда были завезены несколько мастеровых семей, от них и пошло ремесло.
Посуду изготавливали различной формы и размера: корчаги, кубаны, макитры, кувшины, чашки и плошки, для всякой нужды и потребности.
Мастеров в деревне давно уже нет, несколько лет назад мне посчастливилось застать в живых Ивана Борисовича Хохлова, от деда он перенял мастерство, но сам гончарным ремеслом не занимался. Работал механизатором, а горшки лепил для души.
Да и то сказать гончары не знали отдыха, не разгибали спины. Ведь они занимались и обычной крестьянской работой. Гончарное ремесло очень трудоемкое. Глину приходилось брать из-под близлежащей деревни Федучиха. Ее копали в речке, грузили на тележку и на себе везли домой. К работе глину тщательно готовили. Пласты нарубали, клали в корыто и заливали водой, чтоб раскисли, потом вываливали на песочек и топтали, месили ногами, пока глина не станет гладкой и не вберет в себя весь песок. У каждого «горшколяпа» был круг. У дедушки Ивана Борисовича круг нужно было вращать рукой. Бросит гончар кусок глины — зачинок — на круг, и скоро появляется под сильными умелыми пальцами горшок. Рядом с гончарным кругом стояла чашка с водой, в ней лежала тряпочка — помазиха. Мокрой тряпочкой изделие обрабатывалось, ровнялось в последнюю очередь. Срежет мастер суровой ниткой горловину — посудина готова.
Сырые горшки сушили по два-три дня. Летом на солнышке, а зимой в хате на печке. И только хорошо просушенными несли в обжиг. Горн-печь для обжига был у каждого гончара. Он представлял собой яму вырытую в земле и обложенную кирпичами. Чтобы посуда не лопалась при обжиге, жар накапливали постепенно и лишь под конец давали полный огонь. Хорошо обожженные горшки звенели, как колокольцы. «Дед, бывало, возьмет плошки, стукнет друг об друга, — звон стоит!» — вспоминает Иван Борисович. На ярмарках торговцы стучали по посуде, чтобы показать, какой звук идет.
О размерах горна можно судить по количеству горшков, закладываемых в него. За один раз обжигали 200—240 изделий. Сам обжиг продолжался около дня. Но на этом дело не заканчивалось. Чтобы придать красивый вид посуде, внутри ее обрабатывали свинцом. Свинец растапливали в чугунке, жидкость взбалтывали палочкой, она плескалась на стенки, перегорая в золу. Золу просеивали через сито и специальным помазком обрабатывали горшки внутри, отчего они приобретали блеск и красивый оттенок. Теперь можно и на ярмарку. На телегу грузили до четырехсот горшков и везли в Малоархангельск, Змиевку, Поныри. Везде глиняная посуда шла нарасхват.
Но не только посудой занимались мастера. На ярмарках покупали родители своим чадам развеселую птицу-свистульку. Иван Борисович, знавший все хитрости ее изготовления, объяснил, что если птичка толстенькая и кругленькая, засвистит звонко — в ней пустоты много, а худая и свист даст худой.
Гончарное ремесло спасло семью Хохловых в годы войны. Старый дедушка, мама и Ванюша оказались в немецком лагере в Белоруссии. Немцы, узнав о мастерстве деда, начали давать ему заказы и за выполненную работу хорошо кормили.
Умерло, засохло, как дерево срубленное на корню гончарное ремесло. Не из-за того, что было очень тяжелым. И не из-за того, что хата всегда была в грязи: станок в глине, скамья в глине и сам мастер тоже в глине. Обложили в свое время гончаров непосильным налогом.
— Привезет мать с базара целый узел денег, — рассказал Иван Борисович.— Развяжет его, а там и монеты, и бумажки. Но почти все на уплату налога и уходило. Поняли люди, что проще заработать можно.
А в живом огне русской печи, какими душистыми, необыкновенно вкусными получались в глиняных горшках щи да каша.
Не горит огонь в горнах Верхней Гнилуши, не звенят горшки на ярмарках, безвозвратно ушло от нас гончарное ремесло.
Маша Никитушкина
Фото автора