Выживание в экстремальных условиях природы во времена бед и гонений. Экстренные действия православных при внезапных опасностях.
Когда при Сталине ссылали в Сибирь русских крестьян, часто без всего, в той одежде, которая была на них, — их привозили в лес и сгружали из вагонов прямо на снег. И десять процентов к весне выживало. Если же мы пошлем в ноябре современных людей, то уже в декабре все будут мертвы, потому что не смогут приспособиться. Раньше русский крестьянин мечтал только о земле: «Дайте кусок земли, больше ничего не надо, остальное я сделаю сам». А современный человек: «Вы мне постройте дом, вы мне проведите электричество, подключите газ, дайте пенсию…» Он привык, что все ему, хоть понемногу, но дает государственная машина, и перестал быть самостоятельным, поэтому одно из главных свойств современного русского человека — инфантилизм, невозможность даже самого себя прокормить».
Протоиерей Дмитрий Смирнов.
Да, подзабыли мы знания и навыки, которые помогали выжить нашим предкам в неурожай, в войну, в советские годы гонений. Надо возвращаться к этой теме и вспоминать пока не поздно.
…Не так давно, гуляя по северному острову, на котором возрождается иноческая жизнь древнего монастыря, паломник и монах обратили внимание на необычное место в глубине островного леса. Среди деревьев здесь росла трава, известная всем православным — сныть. Нигде кроме этого места она в лесу не встречалась. Трава отличалась бледностью зелени и необычной высотой, стебельки были тоненькими, ей не хватало света среди высоких елей. Приглядевшись ближе, обратили внимание, что появление сныти в этом месте не случайно. Рядом нашли остатки старой заросшей землянки. Она сохранилась только потому, что была обложена камнями-валунами. Более того, при детальном осмотре рядом с землянкой вырисовывались холмики, бывшие некогда огородными грядками, также обложенные валунами, и два небольших рукотворных прудика для скопления воды. Нашли старинную лейку и ведро — ржавые, сплющенные, по конструкции явно «дореволюционного» производства. Все говорило о том, что несколько десятилетий назад здесь в лесу жил человек. Может затворник-отшельник, ушедший в поисках уединенной жизни и молитвенных подвигов? А может исповедник, скрывшийся от гонителей, но не покинувший святой остров- обитель? Лес скрыл эту тайну. Только странное явление заметили путники, что уходить отсюда не хотелось. Иноческое пристанище в диком лесу казалось уютным, словно молитвенно согретым. И усталость, до того уже дававшая о себе знать от долгого хождения по лесу, куда-то исчезла. Сердце наполнилось тишиной и радостью.
Оборудование укрытий от непогоды
Укрытия в виде землянок надежно защищают от холода и непогоды. Они являются наиболее удобными из жилых построек в отношении размещения в полевых условиях как зимой, так и летом. На ровной местности лучше строить землянки двускатные, на косогорах — односкатные. По необходимости, землянки могут быть устроены так, что послужат пристанищем для десятка человек, и более.
Двускатная землянка устраивается так:
- откапывают котлован и одевают его стенки;
- укладывают по сторонам котлована упорные бревна и лежни; устанавливают стойки и закрепляют прогон;
- по прогону и лежням укладывают через каждые 90 см стропила, а поверх них — сплошной ряд жердей;
- устраивают вентиляционный канал;
- заделывают жердями входной тамбур;
- по жердевому покрытию настилают слой ветвей, соломы и т.п., а поверх него укладывают слой мягкой глины и слой грунта общей толщиной 30—40 см.
Односкатная землянка устраивается в таком же порядке, как и двускатная. Вход делают с торца. С нагорной стороны прорывают водоотводную канавку.
Во время суровой снежной зимы строительство землянок затруднено, поэтому неплохим кратковременным укрытием могут служить снежные пещеры и ямы. Для их устройства в сугробе выкапывают тоннель длиной около 1 м, который затем расширяют в стороны. Вход в пещеру закрывается снежным блоком или плотным подручным материалом. Снежную яму накрывают каркасом из жердей, тканью и заваливают снегом. Можно организовать ночлег охотничьим способом. Для этого нужно разгрести снег, развести костер и хорошо прогреть землю. После этого сдвинуть костер в сторону, на прогретую землю уложить ветки хвойных деревьев, мох, мягкое снаряжение и накрыться брезентом, пленкой, подручным материалом. Во всех временных укрытиях, очень важно не забывать об устройстве вентиляции, так как велика опасность отравления угарным газом, особенно во время сна. В жаркое время не рекомендуется размещаться в глубоких ямах, впадинах где нет свободной вентиляции воздуха. Можно устраивать заслоны- навесы, а также шалаши.
Заслоны-навесы устраивают по возможности возле деревьев, используя их в качестве опор для остова. На деревьях укрепляют горизонтальный прогон из накатника, опирают на него наклонные жерди на расстоянии 1 м одна от другой и укладывают поперечную обрешетку. При отсутствии деревьев, остов на- i веса может опираться на козелки, связанные из жердей. Навес покрывают ветками, камышом, соломой, брезентом, пленкой и т.п.
Шалаш может служить в отличие от заслона, уже кратковременным пристанищем. Шалаши можно оборудовать двускатные или конусные. Для зимнего времени наиболее пригодны конусные, так как в них удобно разводить костры. Конусный шалаш устраивается так:
- на расчищенной площадке вычерчивают окружность радиусом до 3 м и на ней, на равных расстояниях одна от другой, выкапывают ямки для установки нижних концов жердей шалаша;
- заготавливают 15—20 жердей длиной 4,5 — 5 м, толщиной 6—7 см (в тонком конце) и на каждой из них в 5 см от вершины делают кольцевую зарубку;
- заготовленные жерди укладывают по радиусам вершинами к центру и по зарубкам перевязывают их веревкой, образуя веревочное кольцо, с промежутками между жердями в 5—6 см;
- связанные жерди одновременно поднимают так, чтобы нижние их концы вставали в ямки на окружности, а веревочное кольцо приняло горизонтальное положение;
- одновременно, вверху вращают жерди в одну сторону так, чтобы там образовалась горловина, а остов получил устойчивое положение;
- оплетают жерди ветвями или хворостом и по этой обрешетке устраивают покрытие из веток или ткани, (пленки);
- зимой, низ шалаша можно на высоту 1 м обсыпать снегом;
- внутри оборудуют лежанки из хвороста, а в центре откапывают ямку для костра;
- чтобы костер не чадил, лучше устроить подвод наружного воздуха к ямке, откапывая для этого канавку 20х 20 см, которая сверху прикрывается хворостом и дерном или землей.
Двускатный шалаш устраивается так:
- на расчищенной площадке отрывают две параллельные канавки длиной по 5 м на расстоянии 5 м одна от другой;
- связывают из жердей две прямоугольные рамы размерами в осях крайних жердей 4,5 х 3 м, устраивают обрешетку и для жесткости каждую раму изнутри скрепляют диагональной схваткой;
- устанавливают рамы длинными сторонами в отрытые канавки и, наклонив их одну к другой, соединяют сверху, образуя конек;
- канавки засыпают землей, а на конек укладывают жердь, скрепляя материал кровли по обрешетке рам прижимными жердями, располагаемыми наклонно, чтобы обеспечить сток воды;
- заделывают торцы шалаша плетнем, оставив в одном из них входной проем;
- нижнюю часть шалаша обсыпают землей, закрывают проем брезентом, тканью или пленкой;
- внутри оборудуют лежанки, выстилая их соломой, лапником, мелкими ветвями.
Для устройства простейшего укрытия можно использовать поваленное ветром дерево с густой кроной. Для усиления защиты от дождя и ветра нужно дополнительно обложить его корой или лапником. Быстро построить укрытия с помощью небольших жердей и веток деревьев можно используя вывороты и толстые стволы деревьев.
При опасности встречи с хищными животными или ядовитыми змеями для безопасного отдыха можно оборудовать укрытие на ветвях дерева. Для того, чтобы обезопасить себя от падений во время сна, необходимо привязываться к стволу дерева.
«Он водрузил крест и выкопал землянку»
…Первую зиму провел он в тесной пещере, выкопанной им на восточной стороне, потом построил малую келию с часовней, и не заботясь об удобствах временной жизни, с радостью переносил и суровый климат и лишения и проводил время в молитве и посте; мотыгой копал землю, садил простые овощи и питался травами.
Из жития прп. Кирилла Челмского (+1367г.)…Преподобный Павел переходил от места к месту, отыскивая желанного уединения, и наконец поселился в Комельском лесу, близ реки Грязовицкой, в дупле старой липы, и там, вместе с пернатыми, сидящими на липе, преподобный в продолжение трех лет славословил Господа. Затем перешел он на реку Нурму, построил себе хижину немного пространнее дупла и, подобно птицам небесным, не заботился о пище телесной, более питаясь духовною пищей.
Из жития прп. Павла Обнорского (+1429г.)
…Однажды, в ночное время, преподобный Кирилл стоял на молитве и со слезами просил Владычицу мира указать ему путь ко спасению, отягощаясь и здесь человеческою молвою и городским шумом. Вдруг слышит он голос: «Кирилл! Иди на Белоозеро: там твое место». При этом увидел он свет, воссиявший на севере. Блаженный сообщил видение и желание свое другу своему Ферапонту и отправился вместе с ним к указанному месту, на Белоозеро. Они взошли на высокую гору, называемую Маура, и с вершины ее увидели леса, луга, заливы, живописно расположенные на огромном пространстве. С одной стороны река Шексна извивалась по зеленым равнинам и образовала прекраснейшие картины; с другой стороны между темными лесами, как зеркала, лежали озера. Преподобный удивлялся красоте природы и ощутил сердцем то место, которое было ему указано видением. Он водрузил крест и выкопал землянку, а Ферапонт пошел далее искать другого места для своего пребывания.
Из жития прп. Кирилла Белоезерского (+ 1427г.)
«Экстренные действия православных при внезапных опасностях». Фонд Покровский дар. 2003 г. 448 с.