Птичка-радость: время на весну, жизнь — на радость
Самая-самая мастерица нашего района Наталья Юрьевна Кононова предложила изготовить куколку — Птицу-радость. Это не просто скрученный кусок ткани, это куколка, которая помогает понять предназначение женщины, почувствовать свою привлекательность. И внимание всем дамам! Особое умение женщины дать мужчине почувствовать себя уверенным, значимым, а взамен попросит женщина у него защиты, любви, нежности и щедрости! Очень нужная куколка в хозяйстве, тем более, что поворачивает время на весну, а жизнь — на радость.
В наших-то местах всё куликами баловались, а в Тульской губернии ещё и Птицу-радость делали. Женщины наряжались, на голову надевали сороку — богатый убор, а не что-то там ещё, выходили в поле, закликали весну и кормили настоящих птичек испечёнными куликами. Куколку брали с собой, разумеется. И было поверье, если сядет какая птичка на женщину, быть ей весь год самой счастливой, только радоваться, ни одной слезинки с её глаз не упадёт.
Стоит на столе в мастерской Птица-радость вся в маленьких птичках, а рядом куколка Вербная, у неё в ручках три вербочки. И Пасхальную куколку изготовила наша мастерица, в одной ручке она держит узелок с куличиком, а в другой — свечечку. Все три куколки делаются по одному принципу и показывают, что именно женщина была хранительницей обычаев.
Куколки только цветом и различаются. Радость-то вся яркая, пёстрая, это и правильно. Не бывает радость одного цвета. Для Вербной подбирают зеленоватые, желтые, коричневые оттенки. Личико у неё беленькое и рубашечка тоже. Пасхальной в узелок клали кусочек белого сухарика. Личико и рубашечка у куколки в честь главного праздника — красные. И юбочка с фартучком в тёплых тонах. На личиках Вербной и Пасхальной — крестики, на голове — нарядные платочки.
И хотя Птицу-радость нужно было мастерить к 22 марта, а мы чуть припозднились, решили, что радости в жизни мало и упускать возможность получить её нельзя. Поэтому смастерили мы пёструю радость. Чтоб было в ней и солнышко яркое, и травка зелёная, небушко голубое и каравай золотистый.
Высота куколки с ладошку, так и будем мерить. Сначала делаем скрутку, тугую-претугую. Для скрутки можно взять старенькую ткань, рубашку, полотенце, то, что давно не нужно. Если ткань пёстрая, заворачиваем её в белую тряпочку. Сворачивать скрутку нужно непременно слева-направо, по солнцу, а иначе не видать радости! В трёх местах перевязываем красной ниточкой: на шейке, на талии и на ножках. Разумеется, по солнцу, как ещё. Витков нечётное количество — три, семь, узелков — три. Верхнюю часть полученной трубочки обвязываем ваткой — будет голова.
Берём квадрат белой ткани, его сторона чуть больше ладошки. Размер в сложенном виде не длиннее, чем вся заготовка. Теперь заготовку заворачиваем в квадрат, он сложен по диагонали, и перевязываем шейку. Если хотите, чтобы личико у куколки было гладенькая, красивое, расправьте каждую складочку. А то получится у вас бабушка.
— Раньше-то не на столе делали, а на подоле, — говорит Наталья Юрьевна.
Оно и правильно. Куклами занималась не работающая женщина, а старенькая бабушка. Сидела она на печке или в углу избы, рядышком — внучатки, воробышки шаловливые. Наберёт бабушка лоскутков и начинает с малышами мастерить. Они где глянут, где помогут, потом сами сделают. И ручки разрабатывали, и обряды в себя впитывали, мастерству учились.
— Уже с двух лет детишки делали скрутки, чтобы был у них отдарок на подарок, — рассказывает Наталья Юрьевна.
А мы расправили куколки ручки-крылышки, сделали ладошки, как у Пасхальной голубки, перевязали их красной ниткой, и край ткани аккуратно подгибаем вовнутрь. И теперь главное: сделать куколке грудь. Мы, было, забыли, пришлось переделывать. Обычная вата поможет придать формы. Теперь перевязываем талию. Если хотите пышненькие рукавчики, положите в них ватку.
Пришёл черёд юбочки. По длине она чуть больше, чем надо, а по ширине и вовсе большая, потому как юбочка должна быть в сборку. Много сборок — много мороки, мало сборок — мало красоты. Юбку привязываем выворотным способом, делаем складочки.
На фартучек пойдёт кусочек кружев, тесьмы, вафельного полотенца, или ткани. Скручиваем из нитки поясок. Кто не знает, мы, мастерицы малоархангельские, подскажем. Берём два куска нити разного цвета, связываем, и очень туго крутим в одно сторону, а потом отпускаем. Соединяем концы крученой нити, поясок готов. Фартучек тоже привязываем оборотным способом, повязываем поясок, и куколка почти готова.
Ещё нужно сделать птичек. Их всего семь. Две на ручках, две на фартучке, одна под грудью, на голове тоже одна. И седьмая — это и есть головной убор. Квадратик берём размером в ладошку, складываем в косынку. А дальше, куда там японцам с их оригами. В наших русских деревнях свое оригами было. Только японцы считают, что доступно это искусство лишь утончённым людям с тонким вкусом. А наши бабули сидели себе скромненько, складывали кусочки ткани, напевали нехитрые песенки, да занимались куколками. Самое главное, делать их надо было в отсутствие мужчин. Придёт такой уверенный, значимый, иногда щедрый и всё перепортит. Куколка уже на обряд не годится, ею только играть остаётся.
У косынки к центру подворачиваем уголки, потом ещё пополам, перевязываем клювик, формируем головку, вкладываем ватку, собираем и перевязываем головку птички.
Покрываем платочек. Привязываем его к голове ниткой.
Теперь — птички. Чем они мельче, тем работа изящнее. Все первязки делаем красной ниткой. Если птичка большая — в тельце кладём ватку. Тельце перевязываем, крылышки расправляем. Маленькую птичку на головку к большой привязываем.
Вот какая куколка у нас получилась.
Радость да и только!
Странно, о ком идёт речь?! На фото один персонаж, в тексте два других.
Все логично. На фото — Большая Любительница Фотографироваться.
«Все логично» — после редактирования текста?
Хотя… Может, и действительно ВСЁ ЛОГИЧНО!
))