Home » История: до 1917 года, Культура

Из истории села Александровское

27 April 2010 Нет комментариев

Церковь св. Александра Свирского. Рисунок Вячеслава Ромашова.

Готовясь к 100-летнему юбилею сельской библиотеки в деревне Александровка, открытой на средства книгоиздателя Флорентия Федоровича Павленкова в 1904 г., мы постоянно задавали себе вопрос: каким же он был — павленковский читатель в селе Александровское на грани 19 и 20 веков? Чем он отличался от типичного российского читателя? Чтобы понять это, надо окунуться в историю села.

Село Александровское исстари было вотчиной князей Куракиных. Куракины ведут свою родословную с Х века. Они потомки литовского князя Гедимина (Гедиминовичи). Самым известным из Куракиных был князь Борис Иванович. Именно он получил во владение здешние земли. Князь Борис Иванович (1676-1727) был «достойный и верный сотрудник царя Петра» и его свояк. Орловские земли были пожалованы Куракину в 1683 г. С 6 лет князь состоял при Петре I, он принимал участие в первых потешных боях и походах царя, затем участвовал в Азовских походах 1694-1695 гг.; во время Полтавской битвы командовал Семеновским полком. Князь Борис Иванович, образованнейший человек своего времени, стал одним из первых и самых видных профессиональных дипломатов Петра Великого, проведя за границей большую часть своей жизни и исполняя поручения царя в Италии, Германии, Голландии, Англии, Франции. Князь Куракин оставил после себя не только путевые записки, автобиографию «Жизнь князя Бориса Ивановича Куракина, им самим описанная», но и архив — ценнейший материал для изучения петровского времени.

Село Александровское было основано при князе Александре Борисовиче Куракине (1697-1749) и названо в его честь. Сын царского свояка, Александр Борисович Куракин одним из первых представителей русской знати, получил образование за границей. Будучи послом при Версальском дворе, он сумел с помощью Франции добиться нейтралитета Турции во время Персидского похода Петра Великого. Вернувшись в Россию, Куракин занимал ряд придворных должностей. Князь Александр Борисович бывал в селе Александровское. При въезде в село с северной стороны он посадил превосходную березовую рощу, которая к концу 18 века выросла и очень украсила окрестности. В Александровском была возведена деревянная церковь св. Александра Свирского, в честь небесного покровителя князя Александра Борисовича.

Ему наследовал князь Борис (Леонтий) Александрович (1733-1764). Современники отмечали, что он был «замечательным государственным мужем и обещал сделаться одним из величайших людей своего Отечества». В 1762 г. князь Борис Александрович участвовал в работе по секуляризации (национализации) монастырских земель. Село Архангельское (ныне г. Малоархангельск) принадлежало кремлевскому Чудову монастырю, а с 1764 г. стало экономическим. Интересно, что в Чудовом монастыре был фамильный склеп Куракиных, но после проведенной реформы потомки Бориса Александровича там не хоронились. Князю еще не исполнилось тридцати лет, когда его назначили президентом Коллегии экономии (министром финансов). Его преждевременная смерть чрезвычайно огорчила Екатерину II.

Старшего сын Бориса (Леонтия) — Александра Борисовича II, одного из самых видных представителей рода, современники называли «великолепным» князем, а потомки — «другом царей».

Его младший брат, Алексей Борисович, при императоре Павле I был генерал-прокурором, при Александре I — генерал-губернатором Малороссии, с 1807 по 1811 годы — министром внутренних дел, позже — членом Государственного совета. С именем князя Алексея Борисовича (1759-1829) связан подлинный расцвет орловских имений Куракиных. Прежде всего, он, конечно, занялся обустройством своей основной усадьбы — Преображенское (Куракино), но и о селе Александровское не забывал. Именно в Александровском было построено первое промышленное предприятие в уезде — кирпичный завод. Архитектор Куракина Владимир Бакарев в своих «Записках» отмечал: «В имении ежегодно приготовляли: кирпич жженый; делали сырцовый без обжига кирпич, который употребляли для холостых строений и заборов и клали на глине; … иногда таковые кирпичи были так крепки, что их обсекали топорами, если где нужно убавить их величину. Построенные из сырцового кирпича холостые строения на каменном фундаменте и покрытые соломой на глине с известью существовали без больших починок от 12 до 20 лет, чему я был свидетель» 1. Учась работать с глиной, крестьяне села Александровское стали осваивать и гончарное ремесло. До сих пор есть в окрестностях семьи, которые соседи называют горшколяпами.

По преданию, крестьяне села Александровское были обменены князем на борзых щенков и переселены из Владимирской губернии. Даже сейчас у многих пожилых людей в окрестности сохранился характерный «окающий» говор. Косвенно эту легенду подтверждает Владимир Неделин, автор статьи «Преображенское (Куракино)», которая послужила основным источником сведений по истории куракинских имений: «Личный вкус Куракиных в архитектурной декорировке чувствовался во всех сколько-нибудь значительных общественных и сельскохозяйственных постройках в подведомственных им поселениях: мельнице и толчее в деревне Миловке, домике мельника при Семеновской мельнице, березовой караулке при прачечной, трактире, доме для старосты в селе Александровском и др. Все эти постройки были богато украшены входившей в это время в моду пропильной резьбой в «народном стиле» и напоминали теремки» 2. Этот стиль был характерен для построек Владимирской губернии, а о том, что владимирцы были лучшими плотниками срединной России, писали и Гиляровский и Шмелев.

Архитектор Владимир Бакарев отмечал: «Народ был здоровый, хотя и не слишком рослый; общий тип был: русый цвет волос; более темно— голубоватые глаза; походка смелая, речь с мыслью, выговор и наречие приятные — какою-то неизъяснимою учтиво-робкою живостью; более трезвой жизни и довольно трудолюбивые, нравственность обыкновенно крестьянская, но более похвальная, и особенно в зажиточном быту…».

Князь Алексей Борисович проводил очень жесткую политику в Малоархангельском уезде, т. к. был богатейшим землевладельцем губернии. К примеру, базарный день в Малоархангельске был перенесен с субботы на понедельник под давлением князя. За это князь пожертвовал на кладбище г. Малоархангельска старый деревянный храм из села Александровское. В субботу жители уезда стали ездить торговать в Преображенское — Куракино. А в Александровском «… в 1801 г. преосвященным Досифеем, епископом Орловским и Севским, была выдана грамота на строительство каменной церкви «в то же имя» — св. Александра Свирского с приделами Казанской Богоматери и свв. Бориса и Глеба. Церковь заложили 2 августа 1801 г. при въезде в село с северной, орловской стороны, … и освятили 30 августа 1814 года» 3. Построена она была в традиционном классическом стиле, но отличалась от других сельских храмов несколько большими размерами. В 1819 г. храм был расписан изнутри ливенским живописцем Тихоном Ивановым. В Орловском краеведческом музее хранится акварель 1863-1864 г. «Ярмарка в с. Александровском», на которой есть изображение храма. На престольный праздник, 30 августа, ежегодно проходили ярмарки в селе. Съезжались купцы со всей губернии.

Князь Алексей Борисович в 1819 г., «… в знак памяти, любви и преданности к покойному брату Александру Борисовичу, и … в воспоминание дня тезоименитства его друга благодетеля (царя Александра Павловича)», учредил при Александровской церкви богадельню для 12 престарелых мужчин и 12 женщин и приходское училище для детей дворовых и крестьян, переданные им орловскому приказу общественного призрения.

Таким образом, жители села Александровское владели сельскохозяйственными знаниями и умениями, гончарным и плотницким ремеслами, работали на кирпичном заводе и за 85 лет до открытия павленковской библиотеки имели возможность обучать своих детей письму и счету.

Александровцы принадлежали к тем средним малоимущим слоям населения Российской империи, которые тянулись к книге и для кого неустанно, каждодневно трудился издатель Ф. Ф. Павленков. Жители села всегда были рачительны и скуповаты, зря деньги не тратили, но нужные книги за разумную цену покупали. Павленков же умел без ущерба для содержания сделать издание более дешевым. Во второй половине 19 века, после реформы по освобождению крестьян, жители села желали материально встать на ноги и дать образование своим детям. Молодежь стремилась к самодеятельности, самостоятельной работе ума и сердца. Семена просветительской и издательской деятельности Павленкова упали на благодатную почву. И до сих пор жители Александровки отличаются любовью к книге, тягой к знаниям.

О. Егорова, библиотекарь малоархангельской ГБ

Примечания:

  1. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура: очерки. — М.: Жираф, 2000. — С. 338.
  2. Там же. — С. 263-264.
  3. Там же. С. 265.

Литература:

  • Бакарев, В. Записки / Владимир Бакарев // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура: очерки. — М.: Жираф, 2000. — С. 335-344.
  • Катанов, В. Князь Куракин / Василий Катанов // Царский венец. — Орел: Вешние воды, 1999. — С. 107-148.
  • Неделин, В. М. Преображенское (Куракино) / Владимир Неделин // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура: очерки. — М.: Жираф, 2000. — С. 256-269.
  • Рассудовская, Н. Издатель Ф. Ф. Павленков. — М.,1960.
  • Русева, Л. Царский свояк /Любовь Русева // Смена. — 2004. — 9. — С. 28-35.

В оформлении использован рисунок из книги Вячеслава Ромашова и Владимира Неделина «Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая».

Связанные записи

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.