Духовности венец — Святой источник «Каменец»
Сказание о невидимом монастыре и Святом источнике «Каменец»
Камни и вода
Когда двадцать лет тому назад я впервые оказался на источнике «Каменец», расположенном в километре от села Верхососенье, то поразился, прежде всего, не самому роднику, не ручью с чистой и прозрачной водой, а разбросанным в живописном беспорядке повсюду камням, их необычайному виду. В Покровском районе, вообще-то, камней встречается немало — и около многих населённых пунктов — но такой разнообразной их массы нет нигде. Такое ощущение, что здесь в давние времена поработала рука неизвестного мастера-великана, понадёргавшего их из земли и тщательно нарезавшего на верхней поверхности камней (неизвестно для чего) разнообразные капли, пузыри, вздутия.
Камни эти, когда до них дотрагиваешься, кажутся удивительно тёплыми, как будто живыми (и не я один это чувствовал), способными отдавать своё тепло людям.
Некоторые из верхососенцев уверяли меня, что валуны притащил сюда Великий ледник. Другие так же убеждённо говорили, что они — из местного твёрдого песчаника (и это больше похоже на правду). Третьи настаивали на внеземном их происхождении. Очень любопытную версию предложил один из орловских спортсменов, тоже увидевших наши камни впервые. Он бывал на Камчатке и видел там подобных природных красавцев. Находились они в местах, где раньше действовали горячие источники-гейзеры. Соприкосновение раскалённой магмы и песка при дальнейшем постепенном остывании, по его словам, вызвало окаменение этого песка с появлением необычных узоров на поверхности образовавшихся камней.
Что ж, такая версия имеет право на существование. Но, думаю, когда-нибудь на наши верхососенские произведения Матушки-природы кинет пристальный взгляд мудрый учёный, он-то и скажет своё веское окончательное слово. Впрочем, я не сказал о тех, кто убеждён в божественном происхождении этих камней, которые, по названным основаниям, обладают особой аурой и сильным целебным влиянием на людей, приходящих и приезжающих сюда.
Но на источнике «Каменец» все убеждены в святости и целебности не только камней, о которых я рассказал, но ещё и воды, замечательно чистой, прозрачной, вкусной, вытекающей из небольшого родника в верховье каменистого оврага.
За первым моим посещением Святого источника было потом второе, пятое, десятое, в результате чего я постепенно узнал об этом месте много разного и очень интересного. Отдельные разрозненные рассказы я свёл в цельную историю, которую и предлагаю тебе, читатель.
Сказание о невидимом монастыре
Эта легенда, которую из поколения в поколение передают друг другу жители старинного села Верхососенье, родилась очень давно — может быть, в конце XVI-ого, а может, в самом начале XVII века. Тогда постоянно по территории нашего края, находившегося на самой границе Дикого поля, проходили со своими ордами крымские татары. И не просто проходили, а населённые пункты разоряли, жителей грабили и в полон уводили. А там, в Крыму, — в рабство наших земляков продавали.
Один из постоянных татарских шляхов, Пафнутцев, как раз через Верхососенье пролегал, и потому немногочисленные тогда местные жители всегда настороже были. Но однажды, незнамо как, на одном из ручьёв, в реку Сосну впадавшем, пришедшие из Ливен паломники за несколько недель срубили небольшую деревянную церковь, себе скиты соорудили и частокол вокруг новообразовавшегося поселения поставили. Так появился первый в наших местах, легендарный, монастырь на Святом источнике в местечке «Каменец».
Недолго его монахи и послушники спокойно прожили — несколько лет спустя снова крымская орда к броду на реке Сосне подошла. Разорили, как обычно, татары, селение и собрались было дальше идти, на Мценск, как заметили вдруг несколько в стороне кресты на высокой церкви.
Подошли крымцы к монастырю и — для начала — предложили монахам отдать им десятую часть их имущества и людей. Но из-за частокола в татар вдруг стрелы полетели, убив и ранив нескольких иноземцев. Разъярились татары и на штурм монастыря пошли. Но сделать это их многочисленной орде оказалось не так-то просто, поскольку свободное пространство для атаки находилось только с одной стороны монастырских стен. А с других защитники чувствовали себя уверенно — там крутая гора, камни да овраги находились. И потому и первая, и вторая, и третья, лихие в самом начале, наскоки крымцев были отбиты с большими для них потерями.
Вечер наступил, татары себе передышку сделали, а чтобы больше не возиться с непокорными защитниками монастыря, стали готовить хворост, брёвна и горючие стрелы: решили просто сжечь первый деревянный оплот православия на земле Покровской.
Всю ночь костры крымцы поддерживали, спать защитникам не давали, стращали новым нападением. Но этот штурм иноземный был вынужденно отсрочен: к утру сильнейший туман окутал весь лагерь татарский и монастырь, как покрывалом, накрыл. А когда ближе к полудню, туман рассеялся, увидели изумлённые татары, что нет перед ними ни стен монастырских, ни самого монастыря, ни его защитников — как сквозь землю всё и все провалились, и только гул колокольный по ушам захватчиков бить стал.
Испугались крымцы, свернули лагерь быстро и вместо Мценска снова в степи свои ушли.
Ещё несколько лет прошло. Возродилось Верхососенье, жители его к Святому источнику снова ходить стали, и малое время спустя то один, то другой друг другу рассказывать начали, что звон колокольный, откуда-то из-под земли идущий, здесь слышали.
Во второй половине XVIII века в Верхососенье церковь свою построили — Богоявления Господня, но о Святом источнике не забыли верхососенцы, ходили сюда постоянно — помолиться в тишине и спокойствии, к святым камням приложиться и гул колокольный послушать. А некоторым (избранным) в воде Святого источника иконы виделись — разные, но именно такие, что когда-то в исчезнувшей церкви монастырской находились.
В XIX веке у Святого источника «Каменец» часовня появилась — во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих — радость» (по преданию, именно эта икона главной была в ушедшем под землю монастыре), и сюда теперь не только верхососенцы, но и жители многих других окрестных селений и даже соседних уездов приходили. Здесь молились и исцелялись от болезней телесных и духовных.
А потом наступило безбожное время. Закрыли Богоявленский храм в селе Верхососенье, колокола с него сбросили и на переплавку увезли, иконы в костёр побросали, часовню на Святом источнике «Каменец» уничтожили, и даже сам источник засыпать пытались.
Не вышло. Даже в самые худые времена бабушки богомольные за святой водой сюда приходили и с Богом разговаривали — тут никто им не мешал.
Возрождение Святого источника
А лет десять назад источник из полу-забвения возрождаться стал. И особую роль в этом сыграл уроженец села Верхососенья, нынешний настоятель Курской Коренной пустыни, игумен Вениамин. Родные места он навещает регулярно, и каждый раз, приезжая в Верхососенье, не забывает о Святом источнике. И ему самому, как и многим верхососенцам в XIX веке, являлись несколько раз на нём чудеса — видения икон в святых водах. Когда позже отец Вениамин получал подтверждение тому или иному видению — он делал заказ на изготовление иконы, привозил её к источнику, и при торжественном молебствовании очередная из них укреплялась на предназначенном для неё камне.
Уже 10 икон обрели свои места — главная, Богородичная, «Всех скорбящих радость», две иконы Спасителя, иконы Казанской матери Божией, Курской иконы «Знамение», Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», Троицы, Иоанна Крестителя, Николая Чудотворца, Серафима Саровского. Все иконы вырезаны на граните: каменные, они установлены на камнях, это правильно и символично.
А потом почин отца Вениамина поддержали другие рабы Божии. Их оказалось много — как своих, покровских, так и из соседних мест. Глава местной, Верхососенской, администрации несколько раз собирала сюда прихожан на проведение работ по благоустройству.
Раб Божий Сергий, которому источник помог излечиться от одного типично русского заболевания, изготовил самостоятельно, на свои средства, Поклонный крест и установил его на горе над источником. Он же, при помощи других прихожан, поставил здесь деревянную купель и колодец. Эта купель — лучшая из всех имеющихся на близлежащих источниках.
Важным моментом в современной истории края стало принятие весной 2010 года Покровским районным Советом народных депутатов решения о придании местечку «Каменец» статуса «Особо охраняемой природной территории местного значения», согласно которому любые хозяйственные действия отныне на этом объекте запрещены.
К настоящему времени о Святом источнике «Каменце» узнали очень многие (и не только в Покровском районе, но и за его пределами). Посетили его, прикоснулись к святым камням уже орловчане, липчане, волгоградцы, даже москвичи, почувствовавшие особую, благодатную ауру этого замечательного места.
Начиная с осени прошлого года, с очередного приезда отца Вениамина в родные места и полученного от него благословления, развернулись масштабные работы по превращению Святого источника «Каменец» в духовный центр Покровского района и место паломничества всех покровчан и жителей соседних районов и областей.
Главными действующими лицами, координаторами всей деятельности стали настоятель Свято-Покровского храма села Архарово (Малоархангельского района) отец Ефрем и председатель ПТЗПО «Покровчанка», депутат Покровского районного Совета народных депутатов В. М. Третьяков. По мере сил и возможностей Владимир Михайлович сам, работники его организации и представители некоторых других учреждений райцентра Покровское, менее чем за год проделали большой объём работ на территории Святого источника (посадка цветов и деревьев, окультуривание подходов к источнику и святым камням, чистка русла ручья).
Ливенский скульптор Константин Сараев изготовил икону Покрова Пресвятой Богородицы, которую недавно установили на постамент, сооружённый мастерами Ю. И. Новиковым и А. М. Гавриным у входа на Святой источник.
Основные работы предполагается завершить к 14 октября — знаковому для Покровского района празднику. И если ко всем духовным энтузиастам, делающим Богоугодное дело, присоединится, наконец, Покровская районная администрация, то, может быть, появится к этому времени вместо грунтовой щебёночная дорога до источника (надо-то всего 900 метров отсыпать). А потом, — потом можно будет подумать и об установке часовни во имя Богородицы «Всех скорбящих радость» как правопреемнице того самого, исчезнувшего под землёй легендарного монастыря, ушедшего в Лету, но не отдавшего на поругание своих святых защитников.
P. S. На Святом источнике «Каменец» у села Верхососенье продолжаются работы по благоустройству. 22 сентября отсыпана песком и отгрейдирована часть грунтовой дороги, ведущей к источнику.
Забетонированы арки над входными и выходными вратами Иконы Покрова, на обратной стороне появился ангел.
А пока работы идут, народ всё в большем количестве стремится посетить это замечательное место.
24 сентября 2011 года, в полдень, здесь можно было увидеть сразу три автобуса — два приехали из Орла и привезли работников завода имени Медведева, а на третьем приехали завучи из школ Колпнянского района. Для последних, по просьбе Светланы Анатольевны Карловой, нашей землячки и члена клуба «Мастера» я провёл экскурсию. Мы побывали в самом селе, посетив Богоявленский храм и могилу Никодима, а потом колпнянцы с душевной радостью полюбовались источником и его волшебными камнями.
На фотографиях — несколько эпизодов из современной истории источника.
Фотографии Верхососенского Святого источника «Каменец»
Александр Полынкин
Фото автора
Нужно будет непременно побывать на Святом источнике.
Место сказочное!!!
сегодня побывала впервые на святом источнике » каменец». увиденное потрясло. до этого я никогда ничего подобного не видела и не слышала о нем. это чудо природы!