Малоархангельск

Кирилл, Николай и Ольга Пигаревы — жизнь и судьба

Вид на Трубицино и Вознесенскую церковь

Кирилл, Николай и Ольга Пигаревы — жизнь и судьба

Пигарев Кирилл Васильевич

Кирилл, старший из сыновей, стал вначале научным сотрудником музея-усадьбы «Мураново», той самой, где они с отцом и матерью жили. Вскоре вышли в свет его первые научные работы, посвящённые Фёдору Ивановичу Тютчеву, прадеду. Потом К. В. Пигарев обратился к личности Александра Васильевича Суворова, написал книгу «Солдат-полководец», выдержавшую несколько изданий и привлекшую внимание самого Сталина.

Кандидат исторических и доктор филологических наук, видный учёный в области тютчеведения, в течение 30 лет — директор музея-усадьбы «Мураново», многое сделавший для превращения его в один из лучших литературных музеев Советского Союза, — об этих заслугах Кирилла Васильевича хорошо знали его друзья, коллеги-учёные и представители общественности. Он умер в 1984 году, в Мураново, и похоронили Заслуженного работника культуры РСФСР там же, рядом с дедом — Иваном Фёдоровичем и дядей — Николаем Ивановичем Тютчевыми, возле храма Спаса Нерукотворного.

Пигарев Николай Васильевич

Младший сын В. Е. Пигарева, Николай Васильевич, выбрал другую жизненную стезю: он стал доктором сельскохозяйственных наук, профессором Тимирязевской сельхозакадемии. Скончался в 2005-ом. Сестра, Ольга Васильевна Муратова (Пигарева), преподававшая в школе русский язык и литературу, была отмечена званием Заслуженного учителя Российской Федерации. Вместе с братом Кириллом Васильевичем она участвовала в подготовке к печати двухтомников «Лирики» Ф. И. Тютчева (1965 и 1966 годы) и его «Сочинений» (1980 г).

О селе Трубицино

От рассказа о семействе Пигаревых теперь перейдём к их родине — селу Александровское (Трубицино тож) Малоархангельского уезда Орловской губернии, а ныне — Покровского района Орловской области.

Вознесенская церковь в селе Трубицино Покровского района

Располагалось оно на правом, сравнительно невысоком берегу реки Труды, метрах в двухстах от которой, посередине села, в первой половине XIX века была выстроена красивая каменная церковь Вознесения Господня. В 1866 году в селе имелось 30 дворов, в которых проживало 355 жителей. На реке действовала водяная мельница. Помещичий дом Пигаревых находился чуть в стороне от центра населённого пункта, метрах в пятистах от реки, на довольно крутом взгорке. Уже в конце XIX века эта часть села получила имя собственное — деревня Пигарева. В 1926 году, при Советской власти, название слегка искорёжили, превратив в Пигоревку. Может быть, по этой причине, когда печатались карты Генерального штаба Красной Армии (1937-1941 г.г.), непонятное для составителей слово Пигоревка снова переделали — на этот раз в Пригорьевку (тем более, что деревня располагалась как раз при горе). Но местные жители название никогда не путали: они-то знали барина Пигарева, а не кого-то ещё.

Впрочем, уже к 1910 году имения помещиков Пигаревых ни при селе Трубицино, ни при деревне Пигаревой не значилось. От помещиков осталось только имя, которое на карте сохранялось ещё 40 лет, пока не произошло слияния двух населённых пунктов в один.

Кстати, из села Трубицино выделилась в конце XIX века не только деревня Пигарева, но и ещё одна — под названием Денисовка, поскольку в ней проживали помещики — ты не поверишь, читатель, по фамилии Денисьевы. Один из них, Константин Фёдорович, упоминается в метрических книгах Вознесенской церкви за 1858 и 1863 годы. Мне это кажется вообще чем-то мистическим, ведь гражданская жена Фёдора Ивановича Тютчева, если вы не забыли, носила фамилию Денисьева. Деревня Денисовка, в отличие от Пигаревой, официально существует до сих пор, хотя последние два года в ней никто уже не живёт.

В послевоенные годы начала было, как никогда ранее, развиваться российская деревня. Строились дома, общественные постройки, даже шоссе к Трубицино провели, но, к сожалению, теперь это всё уже в недалёком прошлом.

От всего того, что имелось — как в селе Трубицино, так и в двух названных деревнях, осталось к настоящему времени два жилых дома, в которых обитают пять человек, родственников, по фамилии Феофиловы, да здание полуразрушенной Вознесенской церкви, с колокольни которой открывается замечательный вид на окрестности: на соседнюю деревню Гремячее, на реку Труды и на заросшее деревьями и кустарником местное кладбище, где покоятся с миром в заброшенных могилах помещики Пигаревы — те самые, что не только род тютчевский сохранили, но и свой след в российской истории и культуре оставили.

Александр Полынкин
Фото: Александр Полынкин
На фотографиях: виды села Трубицино и Вознесенской церкви. 30 июня 2009 года.
Вернуться к Оглавлению.

Exit mobile version