В Малоархангельском районе живёт человек, который ушёл от мирской суеты. Его жилище обнаружил инспектор по охране леса, когда делал плановый обход вверенной ему территории. В лесу на пригорке среди берёз, дубов и сосен он заметил какую-то деревянную постройку и землянку, тогда и познакомился с отшельником из Малоархангельского района.
Цель
Инспектор Кленышев, который показывал дорогу в лесу, предупредил, что монах Никодим (так зовут отшельника) старается избегать контактов с людьми, тем более с журналистами, а с женщинами категорически не хочет общаться. Я приуныла. Вопросы о бессмертии души, о смысле жизни ведь иначе осмысливаются в уединении.
Пришлось схитрить. Объяснила: мол, вместе с инспектором по лесным делам ходим. Настроилась сидеть у порога.
Деревянный домик Никодима небольшой, но в нём есть всё необходимое для отшельнической жизни: молельная комната, келья, кухня, подвал для хранения овощей, круп и других продуктов, даже есть что-то вроде небольшой террасы, где лежит инструмент. И везде-везде иконы, в основном написанные на бумаге, на картоне, приклеенные на дерево.
Мне разрешили войти в святая-святых — в комнату для молитв и одновременно библиотеку. Это крошечное помещение, где вместились только маленькая деревянная кушетка, стул и несколько полок православной литературой. На стенах — иконы, рукописные молитвы. Горит свеча.
Здесь хозяин проводит большую часть времени. Спит обычно столько, сколько требуется для поддержания сил — бывает, по 5 часов, а бывает, и по 8.
Спустились мы и в подвал. Крутые ступеньки, укреплённые аккуратно обтёсанными бревнами, ведут глубоко вниз. Здесь хранятся припасы. Мешок с картошкой, крупы, банки с огурцами, помидорами. Вот, пожалуй, и весь рацион отшельника. Летом на столе ещё грибы появляются.
Часть времени у монаха уходит на то, чтобы наносить воды, собрать валежник для растопки печки, на другие хозяйственные работы. У Никодима есть цель: возвести часовенку в честь Матери Бо- жией. Не совсем в одиночку, конечно. Есть у него духовные братья, с которыми он познакомился ещё в Коренной пустыни, они иногда помогают с продуктами, одеждой, помогут и с кирпичом, и с деревом.
В ожидании Судного Дня
— Не тяжело ли было оставить родных и друзей и удалиться сначала в Коренную пустынь, а потом и вовсе с глаз людских?
Он ответил коротко:
— Моя родина — это небо, мои родственники — все святые. Если человек дружит с Богом, то он и мой друг. А если нет, то…
О своём мирском образовании монах отозвался неохотно: «И что мне дало это образование? Ну любил я алгебру, а зачем она мне? Чтобы грехи свои подсчитывать?».
Из всех достижений техники заметила только часы на полке.
— А вам можно смотреть телевизор, ну если предположить, что он у вас есть?
— Как сказал один апостол, всё можно, но не всё полезно.
Я осторожно спросила:
— Что должно произойти в жизни человека, чтобы он принял решение уединиться от людей.
— Я грешил в мирской жизни, как и все миряне, — коротко ответил Никодим. — Но Бог распорядился так, что я нашёл к нему дорогу.
— В чём же по- вашему смысл жизни?
— На земле мы готовим себя к будущей вечной жизни. И если вы о ней ничего не знаете, это не значит, что ее нет. Вот простой пример: запах — вы его не видите, но он же существует, — монах улыбнулся. — И другого смысла жизни даже не ищите, всё равно не найдёте. Всё другое — ложь.
… Никодим проводил нас до калитки, на которой висела икона с изображением Страшного суда. Уж на что на что, а на райскую жизнь точно рассчитывать нечего. Но монах поправил:
— У вас ещё есть время покаяться и уверовать.
Пришлось признаться, что из газеты. Последовало некоторое замешательство, а потом Никодим сказал просто и тихо: «На всё воля Божья». Пожелав друг другу здоровья, распрощались.
Ирина Почиталина
Фото Сергея Мокроусова
«Орловская правда»
11.01.2012