Как рождаются мифы о российской глубинке?
Провинциальную жизнь, с её реалиями и проблемами, в России каждый видит по своему. У многих россиян, кто живет в пределах Москвы и крупных городов страны, редко покидая их пределы — существует устойчивое мнение, что российская провинция — это «что-то ужасное». По их мнению, там ничего не работает, народ спивается или уже спился, нет никакого досуга, доступа в интернет, нормальных дорог, больниц и школ, а местные чиновники и правоохранители поголовно погрязли в коррупции и занимаются исключительно беспределом в отношении прочего населения. Причем, совсем необязательно имеющие такое мнение сограждане — являются «креаклами», оппозиционерами или белоленточниками. Формированию такого восприятия провинциальной действительности изрядно поспособствовали наши средства массовой информации вместе с отдельными деятелями культуры.
Показывать жизнь российской глубинки «без прикрас», а точнее освещать весь существующий в ней негатив стало модным явлением в конце перестройки. В конце 80-х, было очень популярным направлением в отечественном кинематографе — перенести главных героев одного из очередных «шедевров» в некий «провинциальный город N», в котором обязательно присутствовали нечистые на руку местные «царьки» из числа местных управленцев районного масштаба, криминальные личности и связанные с ними сотрудники правоохранительных органов, хулиганы, завистливые и недалекие в плане умственного развития обыватели. И вот по сюжету такой картины — главный герой или целая группа «положительных персонажей», не просто стремились выжить в таких условиях, а в натуральном виде были вынуждены бороться за выживание. Вспомним хотя бы сюжеты того же «Ворошиловского стрелка» Станислава Говорухина или ставший многосерийным фильмом — «Любить по-русски» Евгения Матвеева. А ставший лауреатом американской премии «Золотой глобус» фильм режиссера Звягинцева «Левиафан» смог сделать почти невозможное не только в «культурном плане» продвижения российского кино на зарубежный уровень. Он превзошел всю прежде отснятую в России «чернуху» о провинциальной жизни за прошедшие годы.
Между тем, для тех кто регулярно покидает пределы крупных городских мегаполисов, или тем более живет вдали от них, провинциальная жизнь, при внимательном её рассмотрении, кажется не столь «ужасной», как о ней может сложиться мнение после просмотра отдельных кинофильмов или прочтения рассказов ангажированных блогеров «о реалиях провинциальной жизни».
Собственно, настоящая провинция начинается совсем не сразу за линией Московской кольцевой автодороги, а километрах в двухстах-трехста от столицы. Если путешествуешь на автомашине, то за пределами Московской области постепенно пропадают пробки, элитные и не очень коттеджные поселки области по краям дороги, становится меньше дорогих иномарок, двигающихся навстречу и в попутном направлении — на смену им приходят отечественные «Нивы», «Калины» и «Приоры» — собственно отсюда и начинается та самая «провинция». Собственно и берет она отсчет с того места, где постоянно живущее население уже не может ежедневно выезжать на работу в столицу, поэтому его жизнь вращается внутри областных центров, городов районного значения, поселков и сёл.
Как собственно живут там люди? Для существующих исключительно в пределах МКАД и черпающих новости о стране из интернета «креаклов» будет удивлением узнать, что примерно также как и в столице. Заботы у «провинциалов» примерно те же самые. В каждом районном центре обязательно есть несколько супермаркетов, или торговых центров, куда в выходные приезжают с семьями за покупками. Пустые прилавки всяких «сельпо» и «райпо», заставлявшие в 80-е и 90-е годы жителей российской глубинки путешествовать «за колбасой» в столицу, давно ушли в прошлое. Причем продукция на прилавках в основном местного производства. Кстати, импортные продукты питания в провинции — по сути являются гораздо большей редкостью на прилавках магазинов. Только вот проигрывают ли от этого сами провинциалы — вопрос очень спорный. По крайней мере, они гораздо реже задаются вопросом — о технологиях производства «генно-модифицированных» продуктов, чем жители мегаполисов.
Вопреки устоявшемуся мнению, улицы таких малых городов, в которых численность населения не превышает 20 тысяч человек порой выглядят намного более ухоженными и чистыми, чем отдельных мегаполисов. Провинциалы не привыкли разбрасывать мусор вокруг себя, тем более, что содержать «армию» дворников может себе позволить далеко не каждый малый город. Впрочем, если и влияет это на чистоту и ухоженность в таких городах, то только положительно. Где не мусорят, там и нет необходимости регулярно проводить «генеральные уборки». К слову, по этому факту можно судить о степени бытовой культуры провинциального населения. Окурки мимо урны, или пустые бутылки и банки из под напитков по бордюрам или горы мусора около магазинов — это проблема крупных мегаполисов, но не большинства малых городов.
К слову, несложно заметить, что днем в таких провинциальных городах встретить праздно шатающихся жителей с банками пива или «яги» в руках, практически невозможно. Среди населения таких городов, вопреки устойчивому стереотипу, который продолжают навязывать либералы, практически нет «опустившихся» на социальное дно общества личностей. И очень мало бездельников. В отличии от москвича или петербуржца — жителя провинции, как правило после трудового дня на работе дома ожидает еще и подсобное хозяйство или огород. За которым тоже надо ухаживать. Поэтому тут не до бесцельных перемещений и алкогольных возлияний. Все от мала до велика — как правило, при деле. К труду жителей провинции, жизнь приучает с самого детства. Равно как к уважению и бережному отношению к труду других. Рисовать граффити на стенах домов в провинции, кстати, не принято.
Впрочем, уровень поведенческой культуры жителей «заМКАДья» — не самое главное, что становится предметом обсуждения и очернения в блогосфере. В основном «ужасы» малых городов по мнению оппозиционных блогеров, считающих, что если не сама Москва с окрестностями, так уж российская глубинка — абсолютно точно представляет собой некое подобие «Мордора» из произведений английского писателя Толкиена. Наиболее часто при этом, речь ведется о якобы «полуразрушенных» провинциальных больницах и школах. Что же, попробуем посмотреть в каком состоянии находится социальная инфраструктура в Малоархангельске Орловской области. В этом городе проживает 15 тысяч человек, он является административным центром одноименного района, являющегося по сути полностью аграрным и в нем расположено две общеобразовательные школы, больница, пожарная часть и отделение полиции. Школьников, например, ежедневно встречает вот такое здание, которое можно легко спутать с резиденцией местной администрации:
Кстати, обратите внимание, что до двухметровых заборов вокруг школ, чуть ли не с колючей проволокой, кодовых замков и домофонов, и запираемых на ключ ворот — провинциальные школы, в отличии от московских, еще не доросли. И будем надеяться, что так никогда и не дорастут. К слову, учатся в школе не только дети жителей города, но еще и окрестных сел. Их привозит на занятия школьный автобус. Сбегать с уроков у школьников в малых городах не принято, равно как и курить «за школой».
С больницей в городе ситуация чуть похуже — она расположена в здании дореволюционной постройки. Хотя, выглядит внешне её здание весьма прилично.
Одним словом, не все так ужасно, как порой видится некоторым «знатокам» провинциальной жизни, не выезжающим за пределы Москвы. К слову, с интернетом в провинции тоже все в порядке. Услуги 3G сетей там давно уже не диковинка, также как и жители столиц, «провинциалы» общаются в соцсетях, пользуются скайпом, да и собственно смартфоны давно там стали обычным явлением, их наличие не вызывает у «местных» особого удивления. Правда в отличии от столичных «креаклов», там в значительно меньшей степени увлекаются «селфи», может быть только потому, что столичная мода на что либо, туда все таки доходит с определенным опозданием. Ну и само собой разумеющееся — лихорадка, которая случается в Москве и Питере после выхода очередной модели айфона — по прежнему обходит провинциальный город стороной. За последними моделями модных гаджетов тут гоняться не принято.
Малоархангельский район Орловской области по сути, полностью сельскохозяйственный. Однако, вопреки устойчивому мнению об «умершей русской деревне», тут дело на практике обстоит несколько не совсем так. Ну а точнее, совсем не так. Практически все сельхозугодья используются и засеяны. Более того, в агрофирмы приходит новая техника.
К слову, в развитие сельского хозяйства района вкладываются «московские» предприниматели. По крайней мере, те из них, которые смекнули, что инвестиции в производство сельхозпродукции очень быстро и выгодно окупаются. Как говорится, тут каждый решает сам, как распоряжаться своими капиталами — выводить их в оффшоры, или наоборот — вкладывать в российскую глубинку. К слову, ни один инвестор из числа «московских», как их тут называют местные жители — от своих вложений не остался недоволен и практически все они продолжают вкладывать свои средства в развитие производства. Ну, что соответственно и сказывается на развитии провинциального района в целом.
Провинциальные жители несколько по иному относятся и к вопросам религии. Православие тут не дань моде, люди верят реально. До фанатизма дело конечно, не доходит, но вера в Бога тут гораздо более искренняя чем в столичных городах. Про новомодные «антиклерикальные» взгляды либералов тут конечно слышали. Но вопрос «какие часы носит Патриарх» может вызвать в ответ только удивление. Это жителям провинции не интересно, от слова «вообще». Православную веру тут не смогли искоренить даже в годы антицерковных гонений советской власти, а священнослужители пользуются уважением населения. К ним принято обращаться в случае каких либо житейских сложностей за советом. И провинциальный батюшка никому и никогда в таком совете не откажет. Да и поговорить «по душам» всегда может с каждым. Храм же в центре города «строили всем миром» совсем недавно. Прихожан в нем всегда очень много, и не только по праздникам.
Кстати о том, что в России существуют определенные проблемы на межнациональной или межрелигиозной почве, тут конечно слышали. Но тут их не существует.
Чтят провинциалы и память о своих предках. В районе Малоархангельска развернулись основные события битвы на курской дуге летом 1943 года. В городе много памятников, посвященным событиям тех лет. Поэтому попытки «пересмотреть» итоги Великой Отечественной войны, от кого бы они не исходили, у местных жителей вызывают устойчивое неприятие.
Ну а в выходные, по причине отсутствия ночных клубов, и питейных заведений, народ себя развлекает по разному. Кто-то, например, играет в хоккей.
Такая собственно провинциальная реальность. Как видно, ничего такого страшного, того что показывают в своих произведениях «креаклы» тут нет. Обычные люди, обычная жизнь, может быть и менее разнообразная, чем в Москве или Питере, но далеко не совсем ужасная или беспросветная. И в этой провинциальной жизни есть возможности к дальнейшему развитию. Если не будет никаких серьезных потрясений в России.
Владимир Безбородов
politrussia.com
18.01.2015
В статье использованы фотографии ресурсов gorod.maloarhr.ru maloarhangelsk.ru и автора.
Орфография и пунктуация авторские.
Учительница на уроке: — Дети! Где самые лучшие игрушки?
Дети: — В Советском Союзе, в Советском Союзе!
Учительница: — Дети! А где самая лучшая одежда?
Дети: — В Советском Союзе, в Советском Союзе!
Учительница: — Дети! А где самые красивые дома?
Дети: — В Советском Союзе, в Советском Союзе!
Вовочка сидит на последней парте и плачет.
Учительница: — Вовочка, что ты плачешь?!
Вовочка (всхлипывая): — В Советский Союз хочу-у-у-у-у-у!
В тексте используется снимок из старого времени, вот актуальное состояние сырной витрины в Малоархангельске 28 января 2015 года. Представлены 4 сорта сыра, названия и цены можно рассмотреть на снимке (ну почти).