Как велела совесть. О участнике национально-освободительной борьбы народа Индии, Никите Ушакове, из малоархангельских.
На уроке истории учитель рассказывал о национально-освободительной борьбе народа Индии против английского владычества, а затем спросил: «Знаете ли, друзья, что в этой борьбе участвовал наш земляк, в прошлом простой крестьянский парень из-под Малоархангельска, комсомолец 20-х годов?» Нет, учащиеся не знали об этом и, конечно, захотели узнать. Учитель рассказал им, что Никита Ушаков (так звали парня) был из бедной семьи. Но в невзрачной землянке, где он жил, было и еще нечто поразительное — удивительная какая-то сказочная чистота, которую старательно поддерживали мать Никиты и его тринадцатилетняя сестра (отец погиб на шахте в Донбассе).
… В разговоре с товарищем Ушаков как-то сказал, что собирается в Москву, хочет поступить в институт востоковедения. Почему именно в этот институт? Потому что жалко угнетенных людей, их особенно много на Востоке. Я думаю, — сказал Никита, — что революционеры всего мира должны бороться против рабства, против эксплуатации…
Что это — громкая фраза, просто слова и только? Нет, Ушаков не хотел быть пассивным созерцателем борьбы против угнетения и рабства, он был человеком дела, целеустремленного действия. Он хотел поступить в институт востоковедения и поступил. Его особенно увлекала политическая история народов Индии, Индокитая, Индонезии и не удивительно, что он подружился с индусами, обучавшимися в Москве. Они уговорили его уехать в Индию, чтобы там преподавать русский язык и обучать индийскую молодежь читать Ленина. Но и этого ему было мало. Он вступил в ряды Индийской коммунистической партии и очутился в самой гуще политической борьбы. Конечно, он не забывал о тех, кого оставил на Родине, — мать и сестра, товарищи по институту иногда получали от него письма. Затем переписка оборвалась и он долго был как бы пропавшим без вести. Через много лет стало известно, что до Ушакова добралась английская разведка и организовала его убийство. Он погиб как участник борьбы за освобождение Индии, погиб на боевом посту. Об удивительной судьбе этого крестьянского паренька из-под Малоархангельска рассказал писатель Лев Овалов в книге, посвященной малоархангельским комсомольцам 20-х годов, — в романе «Утренние заморозки».
Выслушав этот рассказ, ученики некоторое время молчали под впечатлением от услышанного, а затем спросили:
— А, может быть, это не настоящие имя и фамилия и в действительности его звали совсем иначе?
— Очень правильный вопрос, я предвидел его, — сказал учитель. — Конечно, в романах, как правило, так и бывает, но для Никиты Ушакова автор сделал исключение и в предисловии к роману написал, что это — подлинное имя, нет нужды его скрывать.
Чтобы получить более полное представление об Ушакове и его товарищах, нужно прочесть книгу, — посоветовал учитель, — но не ограничиваться книгой. Хорошо бы побывать в деревне, где жил Никита, разыскать пожилых людей, поговорить с ними. Среди них могут оказаться те, кто знал Никиту и поделился бы воспоминаниями о нем.
Мы не называем школу, где на уроке истории шел разговор о Никите Ушакове, не называем учителя. Это было бы целесообразнее сделать, если бы каждая школьная библиотека имела книгу Овалова.
Ушаков достоин нашей памяти и к нему относятся слова из «Песни о Соколе» М. Горького: «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Поскольку он достоин того, чтобы о нем помнили, то с другой стороны пусть каждый юный читатель, который прочтет о нем здесь или в книге, спросит себя: «Все ли делаю, чтобы стать настоящим, преданным делу Ленина комсомольцем и гражданином, каким был Никита Ушаков, борец, патриот, интернационалист?» Эти размышления, подкрепленные новыми добрыми делами, помогут достойно встретить комсомольский съезд.
Е. Наумов
Внештатный корр. газеты «Звезда»
27.02.1982 г.
Революционная хроника Валерия Залотухи «Великий поход за освобождение Индии» была впервые опубликована в журнале «Новый Мир», № 1 — 1995 г.
В Персию ходил с походом другой малоархангелец: Афонин.