Малоархангельск

В неравном бою жители Губкино вместе с депутатами-коммунистами отстояли школу

В мае к депутату областного Совета народных депутатов, коммунисту Е. Е. Мельнику обратились родители учеников Губкинской школы Малоархангельского района с просьбой: помогите, нашу школу из средней делают основной.

Слово губернатора — пустой звук?

Постановление главы администрации было уже подписано. По настоянию Мельника, вопрос рассмотрели на сессии облсовета, где губернатор А. П. Козлов сказал буквально следующее: «…никто и не собирается закрывать эту школу. Кто сказал, что вопрос решен? Она как была у Губкино, так и останется… Если люди не хотят, чтобы их дети ездили учиться за семь километров, то их дети будут учиться в Губкинской школе. Это я вам обещаю».

После сессии облсовета на сельский сход в Губкино приехал глава района Ю. А. Маслов с двумя заместителями и заведующим отделом образования. Чиновники втолковывали селянам, что на содержание школы нужно около 1 млн. 200 тыс. руб. Областной департамент образования денег не выделяет, а местному бюджету это не по карману. В Луковской школе старшеклассники получат качественное образование, а возить их на автобусе по плохой дороге — ничего страшного, всего7 км. Родители резко выступили против. Чиновников заставили прослушать диктофонную запись заседания облсовета с обещанием губернатора. В итоге прижатый к стенке глава района уехал ни с чем.

На сельском сходе избрали инициативную группу, подготовили резолюцию в адрес губернатора с требованием сохранить за Губкинской школой статус средней. Время шло, а ситуация оставалась неясной. Тогда 18 учителей и родителей поехали на приём к Г. А. Казначеевой, руководителю областного департамента образования, молодёжной политики и спорта.

Неравный бой

Не встреть «ходоков» депутат-коммунист М. А. Навлева, их бы и на порог администрации не пустили. Пока шло заседание правительства области, учителя терпеливо ждали Казначееву возле её приёмной. Потом им сказали, что она ушла на планёрку к зампредседателя правительства Ревякину. Уже шёл обеденный перерыв. Казначеева встретила делегацию губкинцев ледяным официальным тоном:

— На каком основании сюда приехали? Кто вас звал?

Далее руководитель департамента образования попросила учителей зайти к ней в кабинет, а родителей остаться в приёмной. С учителями ей было значительно проще:

— Почему бросили школу? У вас что, сегодня нерабочий день?

Удар принял директор. А.Н. Панкратов заверил руководство, что школа работает в обычном режиме и убедительно попросил прояснить ситуацию по судьбе вверенного ему образовательного учреждения. В ответ был набран номер начальника районного отдела образования и дано указание: составить акт об отсутствии директора на рабочем месте.

Люди тем временем требовали ясности. Они просили поддержки от первого лица, взывали к участию в судьбе школы, напоминали об обещании губернатора… От последнего Казначеева пришла в ярость. Резолюцию схода чиновница даже в руки не взяла, и, негодуя, стала раздражённо объяснять непокорным, что быть школе или не быть — вопрос не в компетенции губкинцев.

…Что испытывали сельские учителя, стоя «на ковре» нос к носу с высоким начальством? Опытный педагог, руководитель со стажем, Казначеева применяла к учителям «убойные» методы психологического воздействия. Убеждала, что денег на школу, как и в целом, на образование нет; сыпала цифрами, сколько миллионов и куда ей недостаёт, размахивала указами президента, корила директора его якобы огромной зарплатой. Однако учителя достойно выдержали мощный психологический прессинг. Запугать и парализовать их волю не удалось: они помнили о детях. От Казначеевой добились обещания приехать в район и разобраться на месте.

Как «прессуют» непокорных

Вскоре директору Панкратову позвонил начальник отдела образования Ю.В. Кусков и попросил его зайти. Когда тот зашёл, Кусков показал ему акт отсутствия директора на рабочем месте и пригрозил увольнением. Панкратов объяснил, что был в департаменте образования на приёме у Казначеевой, чему есть десятки свидетелей. Кускова это не смутило: он в присутствии директора позвонил Казначеевой и отчитался о выполнении её указания. А Панкратова заставил написать объяснительную и потребовал от него список учителей, бывших в тот день в Орле…

На следующий день в школе появились специалисты отдела образования и устроили «фронтальную проверку», а именно просмотрели журналы, планы, тарификации. Особо тщательно изучили документы школьной администрации. Подводя итоги, напоследок выдали «ценные указания»: на случай приезда представителей департамента образования держать учителей в полной готовности. Родителям не сообщать!..

Журналистов «не пущать»!

К приезду гостей в зале местной администрации было некуда сесть. Все родители и учителя были в сборе. Г. А. Казначеева прибыла в район в сопровождении начальника управления финансов департамента образования. А вот тележурналиста Владимира Панфилова, автора программы «Резюме» работники администрации долго не хотели пускать в здание и даже вызвали охрану. Но всё же пустили, в результате чего тональность диалога существенно изменилась. Казначеева и Кусков опять «шельмовали» народ цифрами, правда, значительно вежливее. Сельские жители более двух часов оказывали им отчаянное сопротивление. Они сражались за родную школу.

А. Н. Панкратов уверен: если бы не присутствие тележурналиста В. Панфилова, приглашённого депутатом Мельником, всё могло бы закончиться «переименованием» школы. Однако наличие телекамеры сыграло свою роль. Чиновники дрогнули и перешли от конфронтации к относительно конструктивному диалогу. Выслушав соображения администрации и педколлектива, начали вместе составлять приблизительную раскладку, на чём можно сэкономить в штатном расписании школы. По приблизительному подсчёту после сокращения части ставок высвобождается около 300 000 руб. в год. Но этого всё равно мало. Значит, надо урезать и других.

Цена победы

Через два дня заведующий РОО скажет директору: вы победили, ваша школа — средняя… Средняя! Что имеем в итоге? В штатном расписании полностью сокращены ставки: воспитателя группы продлённого дня и замдиректора по воспитательной работе; полставки вожатой, 50%-я (еще «строевская») надбавка преподавателя-организатора ОБЖ за основы военной службы; сильно урезана кружковая и внешкольная работа; осталось по 0,75% ставок техслужащих и сторожа, 0,5% ставки лаборанта… Аналогичная «чистка» ждёт Каменскую, Ивановскую, Костинскую, Архаровскую средние школы; лишь две сельские школы в районе не пострадают.

И всё-таки губкинские учителя и родители победили! Да, потери огромны. Это снижение заработной платы и без того нищенствующих педагогов и техслужащих, урезание наиважнейших воспитательных функций нескольких (!) сельских школ. Это стресс детей и родителей, длившийся почти полтора месяца, это потраченный на войну с чиновниками моральный ресурс, здоровье и силы учителей, директора, депутатов… Это финансовые потери учителей из Губкино, которые согласились терпеть нужду и возможные упрёки коллег из соседних школ во имя спасения своей школы… Такой вот ценой учителя спасли свою школу от сокращения, а село — от умирания. Благодаря им Губкино пока останется на карте — до лучших времён…

Но мужество повстанцев из Губкино несёт огромное революционное значение. Впервые сельские педагоги, побеждая страх, поднимаются с колен и оказывают сопротивление. Этот протестный опыт полезен тем школам, над которыми уже висит угроза сокращения или ликвидации. Теперь сотни учителей Орловщины смогут убедиться в том, что их коллеги способны отчаянно сопротивляться, сплачивая вокруг себя народ. Школа как духовный центр села должна звать и поднимать людей на борьбу, и единственный отпор политике обезлюживания села — акции протеста.

Елена Иванова
Пресс-служба Орловского обкома КПРФ
14.06.2012

Exit mobile version