Малоархангельск

Пуговица гренадёра

В Малоархангельском районе учитель истории Юрий Русанов собрал коллекцию древностей.

В Малоархангельском районе учитель истории Юрий Русанов собрал коллекцию древностей. Одну такую интересную находку он обнаружил прямо рядом со своим домом.

Гренадёр его величества

Во время огородных работ лопата обо что-то звякнула. Вместе с землёй показался маленький круглый предмет размером с десятирублёвую монету. Может, другой человек откинул бы находку в сторону: подумаешь, мусор какой-то. Но только не Юрий Геннадьевич. И не потому, что учитель истории. Он увлечённый человек, который не пройдёт мимо необычной находки.

Но то, что он нашёл у себя на участке, удивило даже его — не новичка в истории. В руке «археолога» лежала пуговица от военной формы гренадера.

— Это было понятно по характерному рисунку на пуговице — ручная граната с горящим фитилём, а это одна из задач гренадеров — поражать противника гранатами, — говорит Юрий Русанов. — Делали такие сложные пуговицы — как отличительный знак — специально для гренадерского обмундирования в 18 — 19 веках. Но вот какой именно полк — неизвестно. Если бы сохранилась обратная часть пуговицы, где крепится петля, то мы бы увидели и год, и изготовителя.

Не исключено, что эта пуговица могла быть пришитой и к мундиру участника Бородинского сражения. Уже потом, к середине 19 века, военная форма стала меняться и по цвету, и по фасону. Другими становились и пуговицы. Кстати, такой же рисунок — граната с фитилём — я видел и на специальной сумке для гранат, которая обычно висела у гренадера на боку с левой стороны. Одна граната весит более двух килограммов, а в сумке их было не менее десятка. Но и в гренадеры отбирали не абы каких, не слабаков. Это были особенные парни — чтобы рост не ниже 180 сантиметров, физически сильные, стойкие, отчаянные.

А поэтому приезжали в деревню по рекрутскому набору и отбирали в первую очередь смутьянов, драчунов, хулиганов. А как вы думаете! Там, на поле боя, без удали и бесшабашности не обойтись.

Дом Юрия стоит на земле его прадеда Василия Ивановича. Конечно, дом не один раз перестраивали, переделывали, но земля эта искони принадлежала роду Русановых. И хотя среди своих предков Юрий гренадера не нашёл, он считает, что, возможно, кто-нибудь из села служил в гренадерах и, судя по найденной пуговице, после войны он остался живым.

Помещик

Друзья и односельчане Юрия знают его увлечение историей, поэтому несут ему всё, что покажется им необычным. Так, неожиданно в руки к учителю попала печать помещика Андрея Сахарова, который владел землёй в деревне Юдино Малоархангельского района.

Такие печати изготавливались на заказ, на ней есть фамилия, имя и отчество владельца и обязательно номер. У этой печати номер 32.

Редкую находку принесли местные жители, когда на свои нужды разбирали на кирпичи фундамент помещичьего дома.

— Скорее всего, помещик спрятал печать, — рассказывает Юрий Русанов.

У Сахарова сад был роскошный. Мы в детстве ещё успели полакомиться его плодами. Помню яблоки с очень странным вкусом: какое-то соединение лимона и мёда. Таких я не пробовал больше нигде и никогда. Вкуснотища! А ещё доводилось находить необычные ягоды. Похожи на землянику, но размером с детский мизинец. Очень сладкие.

Теперь все эти деревья одичали и сада уже практически нет. Зато поблизости от поместья есть хороший лес, который по-прежнему называется Сахаровский. Он ли был инициатором высадки, или лес здесь всегда был — неизвестно, но имя осталось. И эта старинная печать.

Татарская дорога

Однажды дубовицкие мальчишки принесли Юрию Геннадьевичу кистень. Это оружие представляет собой металлический шар с шипами, прикреплённый обычно к металлической цепи. Ребята прогуливались в Русановом лесу и зачем-то ударили по старому дереву. Ветка обломилась, обнажив кистень… вросший в ствол.

— Здесь, в Русановом лесу, проходила татарская дорога, которая по-татарски звучит «сакма». Кстати, некоторые старожилы до сих пор любую дорогу называют сакмой. Видите, как порой приживается слово и доходит до нас через века.

Могу предположить, что на эту дорогу выходили наши отважные мужики, чтобы преградить путь татаро-монголам. Хоть мы и были под гнётом, но всё-таки русские люди по мере сил защищались и сражались. Видимо, тот кистень был оставлен в лесу после очередной схватки. Дерево росло, а вместе с ним поднимался и спрятанный кистень.

Ирина Почиталина
«Орловская Правда»
27.04.2012

Exit mobile version