Малоархангельск

Рождественские уроки в Ивановской школе: Guten Rutsch ins Neujahr!

Прошла половина учебного года, от учебного процесса подустали не только ученики, но и, честно признаться, их учителя. Окончание календарного года дарит превосходную возможность немного отдохнуть и почувствовать предвкушение новогодних праздников на нетрадиционных уроках немецкого языка, проводившихся в нашей школе 24-25 декабря. В начале уроков ученики обязательно отвечают на вопрос о сегодняшней дате, а потом вспоминают, что эта дата связана с празднованием католического Рождества, праздника, который широко отмечается в Германии, стране изучаемого ими языка. Само собой разумеется, что есть прекрасный повод поработать со страноведческим материалом. Ведь изучая немецкий язык, дети обязательно должны знать и обычаи, традиции немцев, что помогает им понять лучше и язык.

Чем же мы занимаемся на этих уроках? Нетрадиционная форма уроков тесно связана с нашей привычной работой: чтением, аудированием, говорением, письмом, работой над лексикой и грамматикой.

Ученики 5 класса сразу же чувствуют нетрадиционность урока: впервые они приглашены в компьютерный класс, чтобы поучаствовать в радиоуроке „Faszination Weihnachten„ (Очарование праздника Рождества) от “Deutsche Welle”: познакомиться с семейными традициями подготовки к Рождеству боннской семьи Шеффер. А из своих учебников они узнают, что такое рождественский рынок и рождественская пирамида; там же знакомятся с некоторыми поделками, которые и они могут изготовить в качестве рождественских подарков своим родным, друзьям, близким. Сами же ученики получают в конце урока рождественский подарок: домашнего задания сегодня не будет!

Ученики 6 класса отгадывают загадку о зиме, слушают стихотворение “?berraschung” о снеге, разговаривают о зиме, почему люди ей радуются. Приходят к разумному выводу: санки, снежки, лыжи, снеговики – это всё хорошо, но при условии наличия снега (что в последнее время бывает у нас не всегда). А уж Новый год и Рождество состоятся при любой погоде! О немецких рождественских традициях мы говорим, выполняя вместе задание на доске: составляем сложные существительные с первой частью “Weihnachten”. В конце им сообщается ещё об одной рождественской традиции: “Wunschzettel” (записка с пожеланиями) и даётся домашнее задание: написать такую записку с пожеланиями себе или друг другу, красиво оформить и положить дома (может быть, немецкий Николаус заглянёт и в их дома – каких чудес на свете только не бывает) или вручить своим друзьям, одноклассникам (может быть, им больше повезёт).

ngg_shortcode_0_placeholder

С учениками 7 класса мы работаем над текстами из их книги для домашнего чтения: узнаём, как можно изготовить зимний букет для украшения дома к празднику, рождественскую открытку. Потом делимся на две группы по интересам: одна группа читает рецепты приготовления блюд, вторая – информацию о празднике Николауса. Интересно, что группы в этом году получились неравные: лишь один мальчик не пожелал узнать немецкие рецепты, остальные же, не стесняясь, присоединились к женской половине класса. Домашнее задание получили и семиклассники: попробовать дома приготовить по прочитанным рецептам блюда и угостить ими своих родных.

Ученики 8 и 10 класса работают с аутентичными текстами из так называемой дополнительной литературы: журнала “Der Weg”. Журнал предоставляет превосходную возможность выбрать текст по силам, по интересам (статьи, рассказы, стихи, шуточные истории, загадки, сценки, естественно, все связаны с нашей темой – Рождество), чем и пользуются ученики, в конце урока обмениваясь полученной информацией.

9 классу в начале урока предлагается найти русские эквиваленты немецким пословицам о праздниках. Затем мы черпаем информацию об истории празднования Рождества, о значении этого праздника из статей словаря Мейера; слушаем прекрасную рождественскую песню “Stille Nacht, heilige Nacht”, работаем с текстом песни; читаем легенды о рождении Иисуса Христа и о значении имени «Христос». Напоследок наказ: не забывать об этом имени, и поздравления с Рождеством и приближающимся Новым годом.

Ну и, наконец, ученикам 11 класса, людям уже достаточно образованным, серьёзным, предлагается воспользоваться широкими возможностями Интернета и поискать в нём информацию о Рождестве (естественно, на немецком языке), которая им действительно интересна. Насчёт широких возможностей в нашей школе, правда, несколько громко сказано: скорость оставляет желать лучшего. В такой ситуации лишь приходится тихо радоваться малому количеству учеников в классе: их всего трое, на уроке присутствовало двое. Поэтому с заданием практически справились: нашли некоторые идеи рождественских подарков (запрос одного ученика), уже были готовы послушать рождественскую песню (запрос его одноклассницы), но урок кончился…

Закончились и рождественские уроки. Осталось пожелать всем

FROHE WEIHNACHTEN!
GUTEN RUTSCH INS NEUJAHR!

Учитель немецкого языка Белевцева Ольга Валериевна
МОУ — Ивановская средняя общеобразовательная школа

Exit mobile version