Home » Культура

Живое ремесло

6 September 2011 1 комментарий

Филин от Саломатиной Ксении.

В студии «Керамика» Дома детского творчества Малоархангельска воспитанники лепят изделия из соленого теста, глины, мастерят из папье-маше. Придирчивый человек сразу скажет, что название не соответствует содержанию, но дело в том, что начинали студийцы вместе со своим руководителем Натальей Юрьевной Кононовой именно с глины.

Наталья Юрьевна из потомственных гончаров. Ее прадедушка и прабабушка жили в Нижней Гнилуше, по легенде барин выменял гончаров на породистых собак и заселил мастеровыми, трудолюбивыми людьми свою деревню. Прадедушка Натальи Юрьевны тоже лепил горшки, глиняные изделия долго хранились в деревенском доме.

Наверное, каждый горшечник был художником в душе. Иначе не мастерили бы они замечательную посуду, которую возили на ярмарки по всему Малоархангельскому уезду. В душе Наташи с детства тоже жил художник, и после школы девушка решила поступать на худграф Орловского пединститута. О глине тогда и речи не было. И в Дом детского творчества молодой преподаватель Наталья Юрьевна пришла в кружок мягкой игрушки, шила зверушек, куколок. Но так получилось, что ушла в декрет сразу на двойной срок: один за другим родились дети, и когда после долгого перерыва вернулась в ДДТ, в кружке работала талантливый педагог Елена Николаевна Оборнева. На мысль заняться глиной натолкнула телепередача. Речь в ней, кстати, шла и о том, что игрушку можно обжигать в обычной духовке, что, как позже выяснилось, оказалось ерундой. Наталья Юрьевна поехала в институт, на худграфе как раз открылось отделение керамики, зашла в мастерскую, пообщалась с керамистами и буквально задрожали пальцы, захотелось взять комок глины и лепить. Глина в нашем районе очень хорошая, привезла ее Наталья Юрьевна, положила в тазик раскисать и с этого момента началось. Теперь без глины свою жизнь Наталья Юрьевна не представляет.

С рук приобрели печь для обжига. Без нее нельзя, глиняные изделия до обжига очень хрупкие, чуть тронешь или упадет – половины деталей не досчитаешься. Первые работы делали с клеем ПВА, но они получались тяжелыми, а после обжига изделие легкое, приобретает красивый цвет. Режим обжига нашли опытным путем.

Программа, по которой работает педагог рассчитана на три года. Первый — «Лепка». Не всегда для лепки используется глина, она требует долгой сушки, есть материал очень пластичный, его легко лепить, он дешев – соленое тесто. В первый год, наверное, уходят целые килограммы теста. Ребятам нравится с ним работать, лепят сувенирчики, раскрашивают. Единственный недостаток теста – оно боится сырости. И вовсе не обязательно лить на него воду, достаточно на какое-то время оставить изделие в сыром помещении, чтобы оно раскисло.

Рыбка от Вдовиной Алеси. Портрет и Заяц. Чудо-птица Малыгина Данилы.

Папье-маше не относится к материалам, которые любят дети: долго и грязно, очень кропотливая работа, зато какой потрясающий эффект! Наталья Юрьевна видела одну из масок из папье-маше на улице, на одном ребенке. Классная маска, иначе не скажешь.

При слове «кружок» представляются девочки, склонившие головки над работой. А у Кононовой много мальчишек, и не тихонь, а таких, попрыгушек. Подвижные дети очень эмоциональны, а творчество непременно требует эмоций. Невозможно лепить с «холодной» головой и руками. Дает преподаватель образец, а каждый ребенок видит изделие по-своему, переосмысливает, вкладывает в него свое настроение. Мальчишки любят глину, им хочется лепить кораблики, танки, но есть технические сложности и на кружке делают то что попроще: горшочки, вазочки.

Когда-то на малоархангельский базарах раздавались трели глиняных свистулек, стоили они самую малость, а радость ребятне приносили большую.

– Бабушка рассказывала, что старьевщики собирали ненужные вещи, а детишкам давали свистульки. Теперь нет мастеров, у кого можно спросить, как лепили свистульки и образцов не осталось, – сетует Наталья Юрьевна.

Свистульками занимаются на втором году обучения. Разработали технологию изготовления. Главное, сделать дырочку так, чтобы воздух разбивался на две части. Здесь тоже шли опытным путем. Сделаешь дырочку чуть поглубже или чуть выше – не засвистит свистулька. С первого раза не у всех ребят получаются свистульки, а со второго, третьего – непременно.

– Жаль, что утеряны традиции народного творчества. Хотелось бы поговорить со старыми мастерами, что-то перенять у них. Я и с металлом пробовала работать, но нет, не мое. А глина, как и дерево, живая. Не люблю расписывать глину, кажется, краски только портят ее, сама по себе она очень красива, мы куколок делаем и не раскрашиваем, получается такой натуральный цвет.

Воспитанники Кононовой побеждают в различных творческих конкурсах, берут пример со своего педагога. В областном профессиональном конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», прошедшем в феврале 2011 г. Наталья Юрьевна Кононова заняла первое место. Подготовила самопрезентацию, но самое сложное было – дать открытое занятие с чужими детьми, увлечь, захватить их, чтоб не скучали и не зевали, а включились в творческий процесс. Помогло соленое тесто, ребята работали с интересом.

В этом году у Натальи Юрьевны Кононовой своеобразный юбилей: десять лет она работает с глиной. И хочется осваивать что-то новое. Глина не может надоесть, это вечная загадка.

Маша Никитушкина

Связанные записи

Один комментарий

  • Админ says:

    Так-то на изделии Саломатиной Ксении написано “Филин”, но мы-то видим.

    Молодцы!

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.