Home » История: до 1917 года, Культура

«Жертва» Михаила Скарятина

10 октября 2011 Нет комментариев

Надписи из Ипатьевского дома.

Открыватель тайн Каббалы

О расстреле царской семьи за 90 с лишним лет, прошедших с этого трагического события, написаны горы литературы, — как документальной, так и художественной. Но среди огромного числа самых разнообразных книг не затерялась маленькая брошюра, под названием «Жертва», выпущенная ещё в 1925 году в городе Новый Сад в Югославии. Автор её, подписавшийся псевдонимом «Энель», на 20 страничках рассказывал читателю о странной надписи, начертанной на стене комнаты, в которой были убиты Николай II и его семья.

Вообще-то, если быть точным, надписей имелось две. Они обе были потом изучены следователем Н. А. Соколовым. Первая из них, двухстрочная, на немецком языке, цитировала стихотворение Г. Гейне «Валтасар»:

Belsatzar ward in selbiger Nacht
Von seinen Knechten umgebracht.
(«В эту самую ночь Белшацар был убит своими слугами»).

Другая надпись представляла собой четыре каббалистических знака (каббала? — мистическое направление в иудаизме, появившееся в XII веке и пытавшееся осмыслить роль и цели Творца, природу человека, смысл его существования — А. П.)

Три из них — буквы «л» разных алфавитов, «ламед» арамейского, «ламед» самаритянского и «ламбда» греческого. Четвертый знак — косая черта. Причем, буквы изображены были перевернуто, «вверх ногами».

Расшифровке второй надписи и посвятил свою книгу «Жертва» неизвестный тогда никому Энель. Дело это было очень непростое и неоднозначное. Поскольку в каббалистике буквы имеют и символическое, и цифровое, и астрологическое значение, особое значение могут иметь и сочетания букв, и сочетания самих значений, «суммирующихся» разными способами. Нужно было обладать большими знаниями в оккультных науках и древних языках, чтобы решиться на это. Но автор решился — и довёл дело до логического завершения.

Не буду пересказывать цепочку его рассуждений (каждый может найти эту книгу в интернете — А. П.), но приведу результирующий итог по расшифровке надписи, сделанный Энелем:

«Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы».

В советские времена о разного рода религиозных, мистических и каких-либо потусторонних вещах предпочитали не говорить вообще. Поэтому и о каббалистической надписи в Ипатьевском доме почти нигде не упоминалось, тем более, о её расшифровке. Об Энеле и его «Жертве» в российских изданиях стали писать совсем недавно, оценивая этот труд по-разному: от резкого неприятия всего произведения как ненаучного — до полного признания правоты содержащихся в нём аргументов и выводов.

Я не буду присоединяться к тем или иным сторонникам. Но то, что внимание сейчас к Энелевской «Жертве» велико — это факт.

А теперь, наконец, пришла пора раскрыть псевдоним автора, остававшегося неизвестным до начала XXI века, пока русский православный историк Сергей Фомин в изданной им книге «Граф Келлер» (Москва, «Посев», 2007) не привёл данные о настоящем имени Энеля: Михаил Владимирович Скарятин.

Судьба офицера и учёного

Скарятин Михаил Владимирович (в мундире кавалергарда).Да, уважаемый читатель, Михаил Скарятин, и он не просто однофамилец тем, о которых мы уже дважды рассказывали: (смотри статьи «Цареубийца Яков Скарятин» и «Скарятины: дети цареубийцы»), а последний из этого знаменитого семейства владелец родовой усадьбы Скарятиных в селе Троицкое Малоархангельского уезда.

Появился на свет Мика (так звали его родные и близкие) 6 мая 1883 года в семье генерал-лейтенанта и шталмейстера Двора Его Императорского Величества (придворный чин 3 класса, заведующий царскими конюшнями — А. П) Владимира Владимировича Скарятина и его жены Марии Михайловны, урождённой княгини Лобановой-Ростовской. У них было четверо детей, но Михаил оказался единственным сыном.

Обучался он на дому, потом — в гимназии, после окончания которой поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Способный юноша, овладевший в гимназические годы изучавшимися тогда древнегреческим языком и латынью, Михаил Скарятин самостоятельно сумел изучить также древнееврейский язык, санскрит и научился читать древнеегипетские иероглифы (это не считая французского и английского языков, которыми он владел в совершенстве — А. П.). Увлечение Востоком отразилось на оформлении мастерской его усадебного дома в селе Троицкое: она вся была заставлена античными статуэтками, низкими диванами, увешана восточными тканями, и всюду лежали книги на древних языках.

Одним из первых в Петербурге, он стал заядлым автомобилистом, но, одновременно, увлекался скаковыми лошадьми, и, видимо, это сподвигло его после окончания курса в университете в 1905 году поступить вольноопределяющимся в Лейб-гвардии Кавалергардский полк. В следующем году он получил чин корнета и остался на военной службе, карьера на которой шла успешно: Михаил Скарятин добрался до чина полковника. Перед Первой Мировой войной он был откомандирован по состоянию здоровья в часть, остававшуюся в Санкт-Петербурге, но через некоторое время отправился на фронт, успел поучаствовать в боевых действиях и получить тяжёлое ранение.

Не прерывая службы, он умудрялся заниматься наукой. Так, проведя зиму 1908 года в Египте и возвратившись потом в Россию, Скарятин опубликовал во французской прессе несколько статей под псевдонимом Энель. Труды русского офицера обратили на себя внимание в зарубежных научных кругах, что позволило ему после того, как в ходе гражданской войны Скарятин эмигрировал, переехать в Египет и продолжить свои исследования.

Труды М. В. Скарятина по египтологии, публиковавшиеся в сборниках Французского археологического восточного института и в специализированных издательствах в Лондоне, снискали ему международную известность (но не принесли особого богатства). Многие тексты на непрочитанных до этого папирусах расшифровал именно Скарятин.

Однако издавались у него и другие книги, связанные с увлечением всей его жизни — с оккультными науками (ещё в юности, по словам его кузины Кантакузиной-Сперанской, у него была какая-то степень за заслуги в них — А. П.). Самой известной из книг на мистическую тематику стала трилогия «La Trilogie de la Rota».

Но, несмотря на внешнее увлечение оккультизмом, это, всё-таки, было скорее научное стремление, поскольку до конца своей жизни Михаил Скарятин оставался православным человеком и в течение нескольких лет избирался старостой русской церкви в Каире.

Научный же авторитет его был неоспорим. Долгие годы Михаил Владимирович являлся директором Русского отдела Министерства внутренних дел Египта.

Женат Скарятин был на Леотине Пуни, дочери итальянского композитора и дирижера. Верная и любящая супруга сопровождала мужа всюду, куда заносила их эмигрантская судьба: от Югославии и Франции до Египта и Швейцарии, где, в конце концов, и завершился жизненный путь большого учёного Михаила Скарятина. Он умер в ноябре 1963 года и похоронен был на кладбище городка Глион, приютившегося на самом берегу Женевского озера.

О'Коннель — портрет Марии Михайловны Скарятиной.Эмигрируя из России в 1920 году, Скарятин сумел увезти только семейный архив и несколько реликвий, которые бережно хранил все годы заграничных странствий. Единственная дочь Михаила Владимировича, Наталия Михайловна Грин-Скарятина, посетив летом 1999 года Орёл, большую часть семейных ценностей подарила землякам. И теперь в Орловском краеведческом музее хранятся подлинные фотографии и документы, альбомы с фотографиями усадебной жизни села Троицкого, орден Св. Иоанна Иерусалимского (принадлежавший Якову Скарятину — А. П.) и книги Энеля — Михаила Владимировича Скарятина: «Священный язык» и «Загадка Сфинкса», изданные в Париже в конце XX века.

А одной из лучших картин, экспонирующихся ныне в Орловском музее изобразительных искусств, является портрет Марии Михайловны Скарятиной, урождённой княгини Лобановой-Ростовской, матери Михаила Скарятина.

Наша орловская история и история одной семьи оказались связаны навсегда.

Александр Полынкин

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.