Home » История: с 1945 по 1991 г. г.

За прочные знания («Звезда», 30.08.1980)

30 August 2011 1 комментарий

Номер газеты Звезда от 30 августа 1980 года.

«… ТРУД УЧИТЕЛЯ — СКРОМНЫЙ, НО ТРЕБУЮЩИЙ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДУХОВНЫХ СИЛ, МУДРОГО ТЕРПЕНИЯ И ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ — ЛЮБВИ К ДЕТЯМ, ЛЮБВИ К НАРОДУ, ЛЮБВИ К СВОЕМУ ДЕЛУ».
Л. И. БРЕЖНЕВ.

25 августа 1980 года состоялась районная августовская конференция учителей. С докладом «Задачи педагогических коллективов школ и органов народного образования по достойной встрече XXVI съезда КПСС» выступила секретарь РК КПСС А. С. Некрасова.

— Педагогические коллективы, — отметила докладчик, — наметили практические меры по осуществлению подготовки к очередному съезду партии, сосредоточив внимание на выполнении актуальных задач в области обучения и воспитания учащихся, в деле повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, совершенствовании идеологической, политико-воспитательной работы.

Основной организационно-педагогической формой воспитания является урок, урок квалифицированный, наполненный глубоким содержанием, большим объемом работы, урок, позволяющий усвоить излагаемый материал так, чтобы на приготовление задания ученик не затрачивал массу времени.

Какой же вклад вносят преподаватели района в осуществление задач коммунистического воспитания и обучения молодежи?

Нужно сказать, — продолжает докладчик, — что в педколлективах района продолжается работа по повышению эффективности урока, совершенствованию методов обучения, Большинство учителей добилось усвоения программного материала всеми учащимися, повышения уровня воспитания школьников. Закончили учебный год с полной успеваемостью 12 школ из 22. Это Луковская и Губкинская средние, Малоархангельская, Архаровская восьмилетние, Октябрьская, Орлянская, Подгородненская, Подкопаевская, Хитровская начальные школы.

Но далеко еще не все вопросы решены. Из 2214 учащихся только 815 закончили учебный год на «4» и «5», для большинства учеников преобладающей оценкой является тройка. В связи с этим весьма актуальной остается задача совершенствования педагогического мастерства. В районе работает немало учителей, отдающих обучению и воспитанию детей, совершенствованию среднего всеобуча свой самоотверженный труд, душевную щедрость. В их числе 28 отличников народного просвещения, один — заслуженный учитель школ РСФСР, один — старший учитель, 17— награждены орденами и медалями, 13 — грамотами Министерства Просвещения РСФСР и облоно, 31 — значком «Победитель социалистического соревнования». Их фамилии неоднократно звучали с трибуны районных учительских совещаний. Это учителя русского языка и литературы А. П. Небытова, М. Ф. Ефремова, С. Г. Васютина, Э. Н. Солодей, математики — Р. И. Полянцева, Н. В. Сопина, И. И. Романчикова, учителя начальных классов — Р. В. Климачева, Т. К. Коклевская, Н. С. Юдина, М. К. Яшин и многие другие.

Опыт названных учителей, — продолжает докладчик, — позволяет сделать вывод: достичь хороших результатов в обучении, воспитании детей — можно при условии, чтобы каждый учитель работал над поиском эффективных путей и методов обучения и коммунистического воспитания, перенимал опыт лучших педагогов.

Перед школами района стоит задача: укомплектовать кадры учителями с. высшим образованием. Нас не удовлетворяет тот факт, что из 74 учителей, не имеющих высшего образования, обучаются заочно в педвузах только 15 человек.

Отделу народного образования, администрациям школ, школьным партийным организациям, местным комитетам необходимо подойти более ответственно к вопросу укрепления состава учителей с соответствующим образованием. Прошло два года после принятия постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». За это время усилия педагогов, органов народного образования были сосредоточены на том, чтобы добиться решительного поворота в подготовке молодежи к труду в сфере материального производства, к’ обоснованному выбору профессии.

Определенные успехи в решении данного вопроса имеются у нас в районе. В средних школах создана необходимая база производственного обучения учащихся 9-10 классов. Принять меры по укреплению базы трудового обучения в младших классах. Укрепляется состав учителей трудового обучения со специальным образованием.

Докладчик отмечает, что мы имели бы намного лучше результаты в профориентационной работе, если бы руководители, главные специалисты колхозов и совхозов глубже вникали в жизнь школы, постоянно жили ее заботами, К сожалению, не изжиты еще случаи, когда о школе они вспоминают лишь при появлении необходимости в проведении каких-либо работ, особенно в дни уборки урожая.

Главное внимание всех педагогических коллективов района в истекшем году было направлено на достойную встречу 110-й годовщины со дня рождения В. И Ленина, 35-летия победы в Великой Отечественной войне.

Лучшие учителя района, классные руководители, старшие пионервожатые, работники внешкольных учреждений на уроках, во внеклассной и внешкольной работе особое внимание уделяют усвоению учащимися таких понятий, как партийность, классовость, руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза в строительстве новой жизни, реальных преимуществ социализма, советского образа жизни, воспитанию школьников достойными продолжателями дела старших поколений.

В районе созданы и работают 2 ленинских зала — музея при городских школах, 4 ленинских комнаты и 7 ленинских уголков, 7 комнат боевой и трудовой славы. Во всех средних и большинстве восьмилетних школ организованы и работают кружки «Наш ленинский комсомол».

Особо следует отметить работу по военно-патриотическому воспитанию в Малоархангельской средней и восьмилетней, Протасовской и Совхозской восьмилетних школах, где учащиеся в течение ряда лет кропотливо собирают исторические материалы, связанные с боями на Орловско-Курской дуге. Собранный в ходе поиска материал систематически используется в учебном и воспитательном процессе. Учащиеся Малоархангельской восьмилетней школы заняли призовое место в областном смотре экспедиционных отрядов по направлению «Искусство принадлежит народу». Работа ленинского зала при этой школе также была признана в числе лучших на областной конференции красных следопытов, проходившей в мае 1980 года.

Большую роль в воспитании подрастающего поколения должен играть Дом пионеров. В нем работает 10 кружков. За истекший период здесь проделана определенная работа: регулярно проводятся занятия кружков, выставка поделок, значительно улучшилась материальная база.

Вместе с тем в работе по коммунистическому воспитанию школьников имеются существенные недостатки: педагогические коллективы школ района еще не полностью используют возможности внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Значительная часть подростков остается во внеурочное время вне сферы воспитательной деятельности школ и внешкольных учреждений. Многие учащиеся, систематически неуспевающие, нарушающие правила поведения в школе и вне ее, и требующие к себе большого внимания учителей, общественности, комсомольской и пионерской организаций, не включены в разнообразную внеклассную работу. Это касается в первую очередь Каменской средней, Дубовицкой и Костинской восьмилетних школ.

Одним из серьезных недостатков является то, что некоторые учителя, замыкают свою деятельность в стенах школы, не организуют работу с детьми по месту жительства.

Слабым участком в воспитательной работе школ, — продолжает докладчик, — является атеистическое воспитание, Но оно почти ни в одной школе планомерно не ведется. В школах нет кружков юных атеистов. Школьные библиотеки не располагают в достаточной степени литературой на антирелигиозные темы.

Эти недостатки в воспитательной работе, — отмечает докладчик, — заставляют серьезно думать о необходимости дальнейшего повышения уровня руководства народным образованием. Безусловно, очень многое здесь зависит от координирующей роли, контроля, требовательности со стороны отдела народного образования, руководителей школ, школьных партийных и комсомольских организаций.

В заключение, А. С. Некрасова остановилась на задачах, поставленных перед педагогами района в новом учебном году.

По второму вопросу с докладом «О педагогическом обеспечении всеобщего среднего образования» выступил заведующий роно А. П. Солодей. Он подробно остановился на практической работе педагогических коллективов района в минувшем учебном году, указал на те проблемы в работе, которые предстоит решить в будущем. Особое место в докладе было уделено профориентационной работе школ в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке к труду».

Выступившие в прениях директора Малоархангельской и Губкинской средних школ Г. Е. Ефремов и Г. Е. Мацкевич, организатор классной и внешкольной работы Луковской школы 3. Ф. Тимакова, рассказали о работе в своих школах по достойной встрече XXVI съезда.

Выступивший на конференции директор СПТУ № 24 Д. П. Абакумов рассказал о недостатках в школьных коллективах по профориентации, остановился на том, какую помощь оказывает СПТУ № 24 школам района в привлечении ребят к сельхозтруду. Л. Б. Ефремова, методист Малоархангельского детского сада, в своем выступлении остановилась на вопросах преемственности работы детсада и школы и отметила, как это осуществляется на практике в их коллективе.

В прениях также выступили председатель Подгородненского сельского Совета Д. Ф. Савичев, секретарь РК ВЛКСМ Ю. Касьянов.

Затем преподаватель Малоархангельской восьмилетней школы В. В. Овинникова зачитала обращение участников конференции ко всем работникам народного образования, которое было единодушно принято.

В торжественной обстановке состоялись проводы на заслуженный отдых ветеранов народного образования. В многочисленную армию учителей была принята группа молодых выпускников ВУЗов и педучилищ.

Перед участниками конференции района с лекцией о международном положении выступил лектор обкома КПСС А. А. Потапов.

Г. Фёдорищев
Районная газета «Звезда»
30.08.1980

Связанные записи

Один комментарий

  • Мария says:

    “В многочисленную армию учителей была принята группа молодых выпускников ВУЗов и педучилищ”.
    На протяжении нескольких лет в Малоархангельский район не приходят молодые специалисты.

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.