Home » История: до 1917 года, Культура

Малоархангельские служители Божии. Вознесенский собор в 1844-1846 годах.

3 декабря 2012 3 комментария

Церкви Малоархангельска. Схематическое расположение.

В 2013 году исполнится 235 лет со дня рождения Малоархангельска — очень небольшого, но славного города, оставившего приметный след как в орловской, так и в российской истории. Этой дате я собираюсь посвятить несколько публикаций. Дело в том, что по Малоархангельскому уезду (району) уже выходили из печати статьи и отдельные книги, стоит, хотя бы, назвать «Малоархангельские истоки» Василия Агошкова, но о самом городе Малоархангельске и его жителях изданий до настоящего времени не было. Возможно, цикл публикаций, который я планирую, перерастёт в книгу о Малом Архангельске.

Поэтому, в путь, дорогой читатель, за мной. Начну я с рассказа о городе и горожанах в середине XIX века, когда в Малоархангельске уже существовало две церкви: Сретенская кладбищенская и главный храм города — Вознесенский собор. В Государственном архиве Орловской области наибольшее количество метрических книг сохранилось именно по Вознесенскому собору. С их помощью я и попытаюсь рассказать о Малоархангельске и его людях в 1844-1846 годах.

Орловская улица города Малоархангельска. По центру - церковь ВО ИМЯ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА МИХАИЛА, АРХИСТРАТИГА НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА

Тогда в городе проживало чуть менее трёх тысяч человек, делившихся на несколько больших групп (в основном, — по сословному принципу — А. П.): духовенство, дворяне, купцы, мещане, экономические крестьяне, государственные (казённые) крестьяне, однодворцы, чиновники разных видов и рангов, вольноотпущенные и билетные солдаты.

Начну с духовенства. К ним относились как священнослужители, то есть лица, непосредственно участвующие в проведении церковных служб, (протоиереи, иереи, дьяконы), так и церковнослужители, помогающие при службах (общее название — причетники, к которым относились: пономари, дьячки, псаломщики и другие).

Приход Вознесенского храма был достаточно большой. В число его прихожан входили не только жители прилегающих улиц города, но также жители Подгородней и Экономической слободы (была в те годы такая — А. П.), деревень Костюриной, Афонасовой и Ерженки, принадлежавших помещице Ольге Николаевне фон Рутцен, деревни Вавилоновки, принадлежавшей помещице Ольге Васильевне Киреевой.

Справиться с таким количеством прихожан было не просто, поскольку, в среднем, за три названных года (1844-1846), ежегодно рождалось 310 младенцев, умирало — 215 человек, а венчалась 51 пара. То есть, собор практически никогда не пустовал, ежедневно в нём что-то происходило: крещение, венчание или отпевание, не считая воскресных и праздничных молебнов и служб.

По причине такой загруженности штат Вознесенского собора состоял из трёх священников, трёх дьяконов и нескольких причетников. К каждому из батюшек ходили свои прихожане.

Настоятелем Вознесенского собора был в эти годы протоиерей Василий Петрович Гаврилов.

Протоиерей (греческое слово: от ?????? — первый + ?????? — священник) — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви, то есть, это старший иерей. В Московском патриархате протоиерейство даётся не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или через десять лет после хиротонии при условии назначения на руководящую должность.

Все главные события в жизни Вознесенского собора были связаны именно с отцом Василием. Он крестил младенцев у самых известных прихожан, венчал их и отпевал. Однажды случилось так, что загостилась в Малоархангельске Анастасия Скуридина, жена смотрителя Ливенских духовных училищ, протоиерея Григория Скуридина, и родила она 9 октября 1846 года дочку Екатерину. Крестил девочку и крёстным отцом её стал протоиерей Василий Гаврилов — ему как раз по чину и по статусу положено было.

У отца Василия случилось и собственное трагическое событие: 5 апреля 1845 года у него скончалась от водяной болезни жена Екатерина, в возрасте всего лишь 49 лет. Отпевание и погребение её на Сретенском городском кладбище провёл сам вдовец.

Другими священниками Вознесенского собора были: Иоанн Филиппович Зернов и Иоанн Егорович Жданов. Эти батюшки были более молодыми. У Иоанна Филипповича Зернова и его жены Феодосии Григорьевны 22 сентября 1845 года родилась дочь Анастасия. К сожалению, не прожив и года, она умерла. Погребение совершил сам священник, — на том же градском Сретенском кладбище.

Соборными дьяконами в эти годы были: Александр Гаврилович Амфитеатров, Василий Павлович Гурнов и Иван Петров Диамидов (Диомидов).

Диакон (литературная форма, разговорная — дьякон; в переводе с древнегреческого— служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один.

Обязанности пономаря исполнял в Вознесенском соборе Василий Матвеевич Попов.

Пономарь (от греческого — «приставник», «привратник») — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. Он наблюдал также за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности пономаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря.

С конца XIX века в Русской Церкви термин стал использоваться неофициально, а его обязанности были разделены между звонарями, певчими, алтарниками и псаломщиками (чтецами).

Кроме Василия Попова, в соборе служили ещё два причетника — его брат, Пётр Матвеевич Попов, и дьячок Стефан Колпенский.

Служители Вознесенского храма были уважаемыми людьми в Малоархангельске. С ними общались и роднились известные городские чиновники. Так, когда у священника Ивана Зернова и его жены Феодосии родилась дочь Анастасия, то её крёстной матерью (восприемницей) стала жена малоархангельского городничего (начальника полиции) Татьяна Михайловна Щепотьева.

А крёстной матерью маленькой Евдокии, родившейся у дьякона Ивана Диомидова и его жены Татьяны, вызвалась быть жена малоархангельского почтмейстера Екатерина Арчековская.

Но гораздо чаще крёстными отцами и матерями у священно- и церковнослужителей были их сослуживцы по Вознесенскому собору. Да и женились они почти всегда на выходцах из своей духовной среды.

Крёстным отцом Едесия, сына дьякона Василия Гурнова и его жены Пелагеи стал священник Иван Жданов, а крёстной матерью — жена соборного дьякона Александра Амфитеатрова Мария.

Вот так жили и общались между собой духовные лица маленького города Малоархангельска.

В следующем рассказе речь пойдёт о купеческих семействах.

Александр Полынкин

Пояснения к схеме города

  1. Вознесенский собор;
  2. Место, где в XVIII в. стояла Архангельская церковь;
  3. Торговые лавки;
  4. Ров и вал «к ограничению» города.

Примечание: в качестве подосновы использован план г. Малоархангельска первой половины XIX. Кладбищенская Сретенская церковь на плане не показана.

комментария 3

  • L:

    Ого, как интересно, спасибо!
    Оказывается, представитель знаменитого священнического и писательского семейства Раичей-Амфитеатровых служил в Малоархангельске.
    Кстати, 26 декабря — 150 лет со д.р. писателя Александра Амфитеатрова, сына о. Валентина.

  • L:

    Видимо, дьякон Александр Гаврилович приходится дядей отцу Валентину, братом — архиепископу Казанскому Антонию и племянником митрополиту Киевскому Филарету.

  • Анна:

    Очень интересно пишет Полынкин А.М.

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.