Home » Спецпроект: школьный сайт

Немецкий велосипед, красное знамя, эшелоны самолётов. Бывший выпускник Н. М. Головин встретился с нынешними учениками школы.

9 July 2010 Нет комментариев

На фото — учительница Ивановской школы Таисия Константиновна, начало 50-х годов. Фото из архива Н.М. Головина.

— Мне хочется рассказать вам, ребята, каким было наше военное и послевоенное детство. Вы выглядите совершенно по-другому: в красивой одежде, с веселыми лицами, с сотовыми телефонами в руках. Нам, детям, рожденным в предвоенные годы, это не могло присниться в лучших снах.

Я родился в 1940 году. Семья наша была большой: четверо братьев – Леонид, Василий, Юрий и я, сестра Лидия. Когда в деревню Вторая Ивань пришли немцы, они поселились в нашем доме. Отец перед приходом немцев по заданию райкома партии погнал скот к Уралу. Мать ютилась с детьми в сарае с сеном. Она так переживала за судьбу своих детей оставшихся без крова, без отца, что не вынесла этого потрясения. Она умерла. Мать заменила сестра, которой было 16 лет.

Отец, выполнив задание, вернулся, когда немцы уже были в Малоархангельском районе. В райцентре он увидел простреленное знамя, снял его, тайком пришел домой. Детей нашел в коровнике, в сене. Дочке Лиде передал знамя. Она сначала спрятала его под застрехой, а затем, завернув в мешковину, закопала в погребе. На следующий день отец, не обнаруживая себя, ушел на фронт в Красную армию. Участвовал в Орловско-Курской битве, был ранен. В госпитале в Уфе ему ампутировали ногу. Вернулся в родное село в 1944 году.

Школьники слушали Николай Михайловича Головина с неподдельным интересомБратья рассказывали, как выглядели немцы: засученные рукава, губные гармошки, автоматы, шоколад и… велосипед. Брат Леня никогда не видел велосипеда и внимательно смотрел, как немецкий солдат ремонтирует его. А когда немец отошел, мальчишка раскрутил колесо, оно зашуршало. От солдата получил подзатыльник и жест автоматом: «ПУ-ПУ».

В феврале 1943 года немцы бежали от натиска Красной армии. Ненависть к врагу была настолько сильной, что дети штыком кололи трупы, которые валялись на льду. Земля была усеяна всевозможными минами, снарядами. Чтобы было можно работать на полях весной, нужно было разминировать. Советские солдаты собрали детей постарше, показали, как нужно разминировать, свозили снаряды, авиационные бомбы в одно место. Не обходилось без мальчишеского озорства. Юра глушил в омуте рыбу. Понимая опасность, прогонял маленьких ребят. С этого момента я себя помню. Взрыв был настолько мощный, что обнажилось дно речки. Столб воды взметнулся на 15-20 метров вверх, земля задрожала, дождь осколков посыпался сверху.

Помню День Победы. Радость односельчан. Играли на гармошках, плясали, пели песни.

После войны отец работал плугочистом, на сеялках, вручную убирали рожь. Ребятишки носили обеды в поле, помогали взрослым во всех их делах.

Я с нетерпением ждал, когда пойду в школу и научусь читать. Всегда прилежно учился. Тетрадей не было, из газеты делали сшитки, писали прямо по печатному тексту. И, когда брат Василий прислал тетрадки, карандаши, ручки, это было настоящим сокровищем. Брат в это время служил в Бресте.

В 1951-1952 годах в домах появился электрический свет. Мы выписывали тогда газету «Правда», которую отец выразительно читал вслух всем. Мы с удовольствием слушали.

В 1953 году отец умер. Жили с мачехой. Брат Юра уехал в Брест. Сестра – в Ленинград, куда забрала потом и меня, где я учился в техническом училище на токаря. В первый раз увидел трамвай, рельсы. Хожу по рельсам, не обращая внимания на сигналы водителя. Он вышел и говорит: «Мальчик, может, отойдешь? Мне ехать надо».

Брат Юра был уже летчиком и сагитировал меня поступать в летное училище. Как я шел к этой профессии? В деревне мы видели дирижабль и открыли для себя, что по небу можно летать. Однажды работали на огороде, на бреющем пролетел АН-2. Видны были звезды на самолете, лицо летчика. Это было чудо! Последним толчком для поступления было сильное потрясение от следа самолета в небе Петрозаводска. Поступил в Качинское летное училище. В 1963 окончил, оставлен был инструктором на самолетах-истребителях, штурмовиках. 22 года обучал молодых летчиков. Работа нравилась. Готовил защитников Родины. Учил: «Ты воздушный боец. Ковать нужно и характер, и умения». В жизни встретил много интересных людей, лично знаком с Покрышкиным, Кожедубом, генералом авиации Ю.М. Балабиным.

Николай Михайлович Головин. Весна 2010 года. Бывший выпускник Н. М. Головин встретился с нынешними учениками школы

О Николае Михайловиче Головине

Подполковник в отставке, Николай Михайлович ГоловинПодполковник в отставке, Николай Михайлович Головин в мае 2010 приехал в родную школу, был он здесь и в прошлом году. Ему снятся Ивановские тропки, место, где стоял их дом, школа, которую он окончил на четыре и пять. Память позвала его в дальнюю дорогу (в настоящее время он живет в Волгограде). Память и желание встретиться с учениками родной школы. Встреча состоялась. Незабываемая, интересная встреча. Николай Михайлович рассказал ребятам о себе, о своей семье, показал семейные фотографии, на которых каллиграфическим почерком сделаны надписи. Таким же почерком он писал письма в школу. Он бережно хранит все, что связано с семьей, работой. Хранить память о тех, кто рядом, советовал ребятам. Желал им трудолюбия в учебе, чтобы затем овладеть выбранной профессией.

Будучи в отставке, Николай Михайлович испытывал жуткий страх во сне. Он видел, как эшелонированные самолеты летят в разных направлениях: вверх, вниз, по кругу. Он вскакивал и не мог себе объяснить этот страх. А в 1978 году брат Василий рассказал: так летели самолеты в 1941 году бомбить Орел, а маленький Коля в это время лежал в люльке и кричал от страха до истерики. Через много лет этот страх проснулся в сознании.

Небольшого роста, очень скромный, Николай Михайлович оставил о себе благоприятное впечатление человека, которого мы хорошо знаем, который будто живет рядом с нами.

май 2010 года
Александра Белевцева, директор МОУ — Ивановская средняя общеобразовательная школа

Связанные записи

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.