Home » История: до 1917 года, Культура

О Ливенской ветви железной дороги в 1869 году

15 August 2016 Нет комментариев

Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков. - Москва : Издание С. П. Катковой, 1897-1898.

В собрание передовых статей Московских ведомостей, составленном Катковым Михаилом Никифоровичем (1818-1887), в книжке за 1869 год остались следы полемики о том, как следует провести Ливенскую ветвь железной дороги: через Россошное, Дросково или Туровку. Статья приоткрывает завесу над городской легендой о том, что малоархангельские купцы де дали денег, чтобы железка прошла мимо Малоархангельска.
В оригинальном тексте для удобства чтения заменены дореволюционные буквы. Орфография сохранена. Оригинал текста можно найти по ссылке внизу материала.

№ 109.
Москва, 20-го мая.

На днях, говоря о порядке выдачи концессий на железныя дороги, мы упомянули что во Франции проекты железных дорог подвергаются организованной местной поверке во всех департаментах и округах заинтересованных проектируемой линией. Мы заметили тогда что подобная правильно организованная поверка проектов на месте, вероятно, потребуется и у нас, как только будет приступлено к постройке второстепенных железных дорог.

Теперь в нашей печати уже обсуждаются проекты нескольких железно-дорожных предприятий имеющих преимущественно местное значение, — питательных ветвей, как у нас выражаются. Ветви эти следующия: от Ливен к одной из станций Орловско-Елецкой железной дороги, от Шуи к Кинешме, от Торжка ко Ржеву и далее. Дорога от Ярославля к Вологде с ветвию к Рыбинску также имеет теперь местный характер, хотя, как часть пути от Москвы на север, дорога эта при своем продолжении может приобрести всероссийское значение.

Среди обсуждения помянутых проектов, из Вологды и Ярославля, из Костромы и Кинешмы, одинаково слышатся жалобы на теперешний способ заявления местных соображений. Несколько обывателей, более, или менее влиятельных, пристают обыкновенно к известному предпринимателю и защищают его проект во что бы то ни стало, особенно если предприниматель произвел изыскания и заинтересован тем чтоб избранное им направление но было изменено. Обсуждение проекта переходит в журналистику, которую нельзя признать вполне удобным органом для заявления местных мнений, а тем более для соглашения местных интересов.

Читатели найдут ниже письмо из Ли- вен в котором выражаются сетования на разногласия относительно проекта Ливенской ветви, возникшия между ливенским купечеством и ливенским земством. Разногласия эти выразились длинною и раздражительною полемикой в газетах.

Полагаем что результат был бы иной, если б у нас был установлен порядок местных проверок или изследований (en-quete). Считаем не лишним припомнить подробности порядка узаконеннаго по этому предмету во Франции.

Местная проверка может быть открыта на основании предварительнаго проекта, в который должны быть внесены: направление линии, распределение главнейших сооружений и валовая смета издержек. Если дело идет о дороге рельсовой, то к предварительному проекту требуется приложить продольный профиль дороги и некоторое число поперечных профилей. Во всяком случае к предварительному проекту присоединяется записка разъясняющая цель предприятия и обещаемыя им выгоды. Предъявление изысканий требуется за тем чтобы не тревожить местность вопросом о предприятии, порожденном только спекуляцией.

В главном пункте департамента, по которому должна пройти проектируемая линия, образуется комиссия, состоящая но явившей мере из девяти и не более как из тринадцати членов, выбранных между главнейшими землевладельцами, заводчиками, купцами, судохозяевами и хозяевами промышленных заведений. Члены и председатель комиссии назначаются префектом при открытии поверки.

В течении срока назначаемаго высшею администрацией, не менее однакож чем на месяц и не более чем на четыре месяца, в главном городе заинтересованнаго департамента, также как и в главном пункте каждаго из его округов (по нашему, в губернском и уездных городах заинтересованной губернии) открывается разсмотрению местных жителей предварительный проект предприятия, вместе со всеми вышеупомянутыми приложениями. Там же, и на тот же срок, открываются реестры, куда местные жители могут вносить свои замечания. Если проектированная дорога прорезывает несколько департаментов, то реестры и проект открываются только в главных департаментских пунктах (в губернских городахъ).

К концу срока на который открыты реестры немедленно собирается упомянутая выше коммиссия: она разсматривает заявления вписанныя в реестры, выслушивает инженеров департамента и кого признает за нужное, собирает сведения и постановляет наконец подробно мотивированное соображение о пользе предприятия и о тех вопросах которые предложены правительством. Работа комиссии  должна быть окончена в течении месяца. Префект в течении четырнадцати дней представляет высшей администрации постановление комиссии вместе с своим мнением. Торговыя палаты городов лежащих по направлению дороги, а в случае нужды и совещательныя палаты искусств и мануфактур (chambres  consultatives des arts et mayufactures), призываются высказать свои соображения о пользе предприятия. Протоколы палат должны быть предъявлены префекту к сроку окончания работ поверочной коммиссии.

При такой правильной организации поверки, правительство получает соображения со всех возможных местных точек зрения и от представителей различных местных интересов. Разнообразный состав поверочной комиссии, в которую приглашаются даже судохозяева, дает возможность не только выяснить воззрения, но и согласить различные интересы, что еще важнее. При правильно организованном порядке делаются затруднительными односторонния заявления которыя у нас не редко проходят в разных собраниях, неожиданно и нахрапом. Разказывали даже такие случаи что заявления собраний подписывались в заседании, о назначении котораго вовсе не было известно сторонникам иных соображений.

В проведении местных железных дорог безпрестанно встречаются вопросы которые не могут быть разрешены даже при самом тщательном разъяснении их элементов, вопросы требующие взаимнаго соглашения интересов.

Кажется, мы не ошибаемся сказав что в подобных обстоятельствах находится вопрос о направлении Ливенской ветви.

Вот в чем тут дело. Значительный торговый город Линны лежит менее чем в пятидесяти верстах на юг от Орловско-Елецкой дороги, Ливонское купечество ходатайствует чтоб была проведена ветвь от Ливен к Елецкой дороге по ближайшему разстоянию, а станция в Ливнах помещена в самом городе, то-есть на северном берегу Сосны. Купечество указывает что постройку ветви удобнее предоставить компании Елецкой дороги, в тех видах чтоб избежать лишних расходов на управление и наем подвижнаго состава при скоплении грузов в Ливнах. Так возник проект ветви от Ливен на станцию Рос- сошную. Длина ся будет всего приблизительно 45 верст, и направление это есть наиболее выгодное для общества Елецкой дороги, так как грузы будут проходить от Россошной станции до Орла 117 верст по Елецкой дороге. Всего же разстояния от Ливен до Орла по этому проекту будет не менее 162 верст.

Ливенское земство, вступившее в соглашение с земством Малоархангельскаго уезда, указывает что путь от Ливен чрез Россошную в Орел будет кружный и не принесет никакой пользы соседнему, богатому хлебом и нуждающемуся в сбыте Малоархангельскому уезду. Поэтому земство предпочитает избрать для проектируемой ветви более западное направление и изогнуть ее так чтоб она прошла чрез торговое село Дросково куда могут удобно свозиться малоархангельские грузы. При этом более западном направлении, не смотря на изгиб пути чрез Дросково, разстояние Ливен от Орла и следовательно от Москвы и Риги сократится приблизительно на 30 верст (всего будет 132 версты), но с другой стороны придется строить новаго рельсоваго пути не 45, а 88 верст, и притом потерпит ущерб Орловско-Елецкая линия, по которой ливенские грузы будут пробегать уже не 117 верст, а только 44 версты. Земство желает сверх того расположить станцию в Ливнах не на северном, городском, а на южном берегу Сосны, противу Ливен, в чем видит оно выгоду безпрепятственнаго подвоза грузов к Ливенской станции, неостанавливаемаго разливами Сосны. Большая часть грузов действительно подвозится к Ливнам с юга из всех смежных уездов.

Дабы избежать неудобств этих обоих проектов князь Куракин и г. фонъ- Цуръ-Милен предлагают третье, среднее, направление, на станцию Туровку лежащую между станциями Архангельскою и Россошною, на восток от первой из них и на запад от второй. Это среднее направление оставляет в стороне село Дросково, чрез которое провозится ныне в Орел и Чернь из Малоархангельскаго и Щигровскаго уезда до 10 милл. пудов груза. Для этих грузов направление на Россошную очень удлиняет путь в Орел, но и при среднем направлении, от Ливен на станцию Туровку, малоархангельские грузы должны будут делать 27 верст лишняго пути гужом (до станции Теляжье, между Ливнами и Туровкой). С другой стороны, выгода средняго направления заключается в том что оно требует постройки лишь около 51 версты и дает самое краткое протяжение пути из Ливен в Орел, в 124 версты.

Итак земству Ливенскаго и Малоархангельскаго уезда выгоднее склонить дорогу к юго-западу, а интересы ливенскаго купечества требуют прежде всего помещения станции в городе. Интересы же Елецкой железной дороги заставляют желать более восточнаго направления Ливенской ветви, если не на станцию Россошную, то хоть на станцию Туровку, лежащую как сказано, между первою станцией и станцией Архангельскою.

Повидимому эти интересы должны бы придти к соглашению. Станцию Ливенской ветви можно расположить в городе и вести дальше дорогу хотя бы на Дросково. Наконец, еслиб оказалось что сооружение Ливенской ветви выгодно предоставить компании Елецкой дороги (что конечно сократило бы расходы на управление ветвию и обезпечило бы ее более богатым подвижным составомъ), в таком случае, повидимому, можно было бы помириться на среднем направлении которое идет на станцию Туровку. Малоархангельцы могли бы выговорить при этом постройку хорошаго моста чрез реку Труды текущую между Дросковом и станцией Теляжье, а также устройство между этими двумя пунктами хорошей шоссейной дороги.

Однако, в Ливнах соглашение не состоялось. Представители местности отождествили свои интересы с интересами того или другаго предпринимателя, конечно, держащагося за свои изыскания. Стороны вступили в ожесточенную полемику, но она представляет теперь только препирательство предпринимателей, за которым трудно различить голос истинных местных интересов.

Защитники малоархангельскаго направления указывают на то что оно идет но наторенному пути, не разрушая теперешняго торговаго движения и связанных с ним интересов. „Внезапные переломы в „торговом движении,“ говорят они, „сопровождаются обеднением местности, внезапным исчезновением капиталов, банкрутствами и т. д.“ Это немного сильно относительно увеличения гужевой подвозки на 27 верст, но еще страннее то что земство ни мало не смущается мыслию расположить Ливенскую станцию в ущерб городу Ливнам на южном берегу реки Сосны, которая, по их собственным словам, весной и осенью на долгое время прерывает сообщение. „Станция проектируется,” говорят защитники малоархангельскаго направления, „на южной части города что весьма невыгодно для городских капиталистов, которым пришлось бы либо сносить свои склады и магазины на южную часть, либо устраивать городской мост для соединения этих последних с товарною станцией.” На это купечество основательно замечает что значительную часть грузов нельзя же сдавать во всякое время прямо на товарную станцию; такие грузы придется везти сперва около пяти версть до городских складов, а за тем те же пять верст назад на станцию, что неминуемо отзовется на производителях хлеба. Вряд ли такой пустой разлад относительно расположения станции или даже просто постройки моста чрез Сосну удержался бы в местной коммиссии составленной вне влияния предпринимателей.

Подобные вопросы, как расположение станции в Ливнах на северном или южном берегу Сосны или значение 27-верстнаго удлиннения гужеваго пути для малоархангельских грузов могут быть успешно разрешаемы только на месте и путем соглашения сторон. Например устройство станции на южном берегу заставит город принять большое участие в расходах на мост, а при расположении ея на северном обе стороны будут может-быть одинаково заинтересованы в постройке моста и, вероятно, выговорят ее у компании железной дороги.

Правильно организованная местная поверка могла бы способствовать подобным соглашениям, затруднить и ослабить местные происки, а правительству открыть возможность знать совокупность всесторонних и более независимых местных соображений…

№109, Москва, 20 мая 1869 года
Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков. – Москва : Издание С. П. Катковой, 1897-1898.
Российская государственная библиотека

Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков. - Москва : Издание С. П. Катковой, 1897-1898. Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков. - Москва : Издание С. П. Катковой, 1897-1898. Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков. - Москва : Издание С. П. Катковой, 1897-1898. Собрание передовых статей Московских ведомостей / М. Н. Катков. - Москва : Издание С. П. Катковой, 1897-1898.

Связанные записи

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.