Home » История: Великая Отечественная, Культура

Из 118 гвардейского штурмового… Герой Советского Союза Леонид Костин

21 марта 2019 Нет комментариев

Герой Советского Союза Леонид Костин

Есть в Подгородненском сельском поселении Малоархангельского района деревня Костино. Она находится в 11 километрах к югу от Малоархангельска, почти на самой границе с Поныровским районом соседней Курской области. В летнее время, при хорошей погоде, местные жители легко добираются отсюда до железнодорожной станции Поныри.

С высокого места — в небесную высь

А в пяти километрах от Костино, ниже по течению той же самой речки с неблагозвучным именем Сучья (раньше она называлась Сучья Плота — А.П.) находится ещё одна деревня Подгородненского сельского поселения под названием Удерево. Казалось бы, уроженец этих мест, будущий лётчик и Герой Советского Союза, Леонид Николаевич Костин, должен был появиться на свет в одноименном населённом пункте, но его малой родиной стала деревня с необычным и старинным названием. Слово «Удырев» в незапамятные времена означало «высокое место, крутой берег, заросший лесом».

Возможно, это одна из причин, по которой так тянуло в высоту Леонида Костина, сына местных колхозников, что он, едва закончив 9 классов, отправился добровольцем в Красную Армию (ему в тот момент исполнилось 16 лет, и каким образом умудрился малоархангельский сельский парень сделать это — остаётся загадкой до сих пор).

С началом Великой Отечественной войны Леонид Костин был направлен в Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов имени Пролетариата Донбасса, которая вскоре перебазировалась в город Уральск (Казахстан). В мае 1942 года в школу прибыли самолеты ИЛ-2, на которых и проходил подготовку наш земляк уже как будущий лётчик-штурмовик.

По окончании учебного заведения в звании младшего лейтенанта Леонид Костин был направлен в Действующую армию, в 118 гвардейский штурмовой авиационный Курский полк 225 штурмовой авиадивизии, сражавшейся в составе 2-ого Прибалтийского фронта. Его боевой путь начался 15 января 1944 года и продлился вплоть до Победы, но основных фронтовых успехов вначале — простой лётчик, затем — лётчик старший, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и (одновременно) штурман полка — Леонид Костин добился именно в 1944 году.

«Произвёл отличную посадку на одно колесо…»

Уже спустя пару месяцев однополчане убедились в его мастерстве и удачливости. А 12 мая 1944 года командир 118 гвардейского штурмового авиаполка, гвардии подполковник Владимир Верещинский написал первый наградной лист на своего бесстрашного и инициативного лётчика. Цитирую отрывок: гвардии младший лейтенант Костин «…27 февраля 1944 года, при налёте на станцию Идрица (посёлок и железнодорожная станция в Псковской области — А.П.), несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, сбросил груз бомб точно по цели и пулемётно-пушечным огнём поджёг 3 железнодорожных вагона. Прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии была перебита воздушная система шасси, и повреждены элероны. Несмотря на повреждение, привёл свой самолёт на аэродром и произвёл отличную посадку на одно колесо…».

На следующий день, «28 февраля 1944 года, при штурмовке автоколонны противника на дороге Пустошка — Опочка (Псковская область — А.П.), в районе Амля, бомбами и пулемётно-пушечным огнём уничтожил до 6 автомашин с грузом и до 15 солдат и офицеров противника…».

Приказом командира 225 штурмовой авиадивизии полковника Алексея Обухова от 13 июня 1944 года, «за 10 произведённых успешных боевых вылетов» гвардии младший лейтенант Костин был удостоен первой своей награды — ордена Красной Звезды.

Освобождая Латвию

После этого боевые вылеты, в которых принимал участие наш земляк, следовали один за другим: 15 мая 1944 года — «штурмовка эшелонов и живой силы противника в районе Вощанино и станции Сущёво», 13 и 17 июля 1944 года — «штурмовка отходящего противника в районе Опочка — Красногорское», 22 июля — «штурмовка живой силы и техники противника в районе станций Боровая и Резекне», 14 августа — «штурмовка в районе Катриня» (по названиям читатель наверняка догадался, что началось освобождение территории Прибалтики — А.П.).

14 сентября 1944 года началась Рижская наступательная операция войск I, II и III-ого Прибалтийских фронтов. С воздуха их поддерживали наши лётчики, в том числе и 225 штурмовая авиадивизия. Её 118 гвардейский штурмовой авиаполк уничтожал живую силу и технику противника на рижском направлении. А боевые успехи гвардии лейтенанта, командира звена Леонида Костина в ходе Рижской операции видны из его «Наградных листов»:

«16 сентября 1944 года ведущим группы из 10 самолётов ИЛ-2 при штурмовке артиллерийско-миномётных позиций в районе Лечи бомбами и пушечно-пулемётным огнём уничтожили автомашин — 15, повозок — 21, орудий — 6, солдат и офицеров противника — до 60»;

«17 сентября 1944 года ведущим группы при штурмовке живой силы и техники противника в районе Катриня тов.Костин с группой внезапно атаковал цель, бомбами и пушечно-пулемётным огнём взорвал склад с боеприпасами, уничтожил два орудия полевой артиллерии, до 15 солдат и офицеров»;

«18 сентября 1944 года ведущим группы из 10 самолётов ИЛ-2 при штурмовке живой силы и техники противника в районе Исауне тов.Костин внезапно атаковал цель с группой и пулемётно-пушечным огнём группа уничтожила: автомашин — 8, повозок — 10, танков — 8, солдат и офицеров — до 30».

Заслужил!

Но ведь были не только эти три сентябрьских дня, хотя они особо впечатляющи. Были другие боевые вылеты и успехи. Читать «Наградные листы» (а их пять) гвардейца Костина даже временами скучновато — идёт перечисление большого количества уничтоженной вражеской живой силы и техники. Но за этими голыми цифрами — бесстрашие, расчёт и точность попадания в цель, умение избежать вражеских попаданий в свою машину и, конечно же, выдающаяся удачливость, фартовость малоархангельца.

С января 1944 по январь 1945 года гвардии старший лейтенант Костин на самолёте ИЛ-2 совершил 105 боевых вылетов, и лишь во время выполнения одного из самых первых заданий его штурмовик получил небольшие повреждения. Остальные полёты Леонид Николаевич завершал без потерь со своей стороны, но с огромным ущербом для противника. Три ордена: Красной Звезды, Красного Знамени и Отечественной войны I степени украсили за это время крепкую грудь 21-летнего заместителя командира эскадрильи и (одновременно) штурмана полка.

Так что когда 16 февраля 1945 года командир 118 гвардейского штурмового авиационного Курского полка, гвардии подполковник Владимир Верещинский написал представление на присвоение своему боевому офицеру звания Героя Советского Союза, никто из его товарищей этому не удивился: «Заслужил!» Согласились с представлением командир 225 штурмовой авиационной Рижской дивизии полковник Василий Корпусов, командующий 15 Воздушной Армией генерал-полковник авиации Николай Науменко и командующий войсками 2-ого Прибалтийского фронта, Маршал Советского Союза Леонид.

Тем временем всю зиму и весну 1945 года войска 2-ого Прибалтийского фронта пытались уничтожить гитлеровские войска, запертые в так называемом «Курляндском котле». Помощь в этом им оказывали лётчики 225 штурмовой авиадивизии, но — без 118 гвардейского штурмового авиационного Курского полка, который уже с февраля 1945 года был выведен с передовой для переоснащения его новыми штурмовиками ИЛ-10 и переобучения лётного состава. И лишь 7 мая полк получил первое после долгого перерыва боевое задание: в течение дня «штурмовыми и бомбардировочными действиями уничтожать артиллерийско-миномётные батареи и живую силу противника на огневых позициях в районе Партоми, мыза Гренчи и автотранспорт на дороге мыза Ирлава — мыза Яунсати».

На выполнение этого задания отправились 30 самолётов ИЛ-10, в том числе, — и гвардии старший лейтенант Костин. Было уничтожено 4 гитлеровских автомашины, 4 повозки с грузом и живой силой, 50 солдат и офицеров, был подавлен огонь 8 зенитных и артиллерийских орудий противника. Обошлось без потерь с нашей стороны.

Ещё один вылет состоялся уже 8 мая, и в нём тоже принимал участие Костин. Так что на его счету к Дню Победы имелось 107 боевых вылетов (105 — на ИЛ-2 и 2 — на ИЛ-10 — А.П.).

Мирная жизнь: от Архангельска до Владивостока?

9 мая 1945 года, так и не дождавшись Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении гвардии старшему лейтенанту Костину звания Героя Советского Союза, командир 118 ГШАКП, гвардии подполковник Владимир Верещинский, отправил на штурмана полка очередной, последний за годы войны «Наградной лист», в котором представил Леонида Костина ко второму ордену Красного Знамени.

После окончания войны получивший звание капитана Костин продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР и дождался торжественного события в своей жизни: 18 августа 1945 года ему «…За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» было присвоено звание Героя Советского союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8567).

Наградной лист Костина. Наградной лист Костина. Леонид Костин.

Леонид Костин

Костин с женой (фото сделано в Норильске).

В 1952 году Леонид Николаевич окончил Военный институт физкультуры и спорта, а в 1953 году ушёл в запас.

К сожалению, сведений о послевоенной жизни и работе Костина очень немного. По одним данным, он жил и работал в Донецке, Владивостоке, Архангельске. По другим — трудился в Ленинграде, а затем поехал осваивать Крайний Север (г.Норильск). Скончался гвардии капитан Костин в день своего 47-летия — 14 января 1971 года.

К сожалению, информации о точном месте захоронения нашего Героя-земляка мне найти не удалось. По некоторым данным, Л.Н.Костин похоронен во Владивостоке на Морском кладбище.

Бюст Костина в Парке Победы Малоархангельска.

В Малоархангельске, в Парке Победы, установлен бюст Героя.

Александр Полынкин

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.