Home » Культура, Люди

«А жизнь короткая такая…» Герой Советского Союза Иван Федяков

4 March 2019 Нет комментариев

Бюст летчика Ивана Федякова в селе Александровка Малоархангельского района.

Есть в Тельмановском районе Донецкой Народной Республики большое (почти 900 жителей) село Староласпа (Старая Ласпа — А.П.). Расположено оно на правом берегу реки Кальмиус, в 63 километрах от Донецка. Основан был населённый пункт в 1778 году греками, переселенцами из крымских сел Ласпи, Алсу и Качи-Кальен.

Из Малоархангельска — в Чугуев

С 2014 года Старая Ласпа находится почти на самой линии разграничения войск ДНР и вооружённых сил Украины, и потому здесь время от времени рвутся мины и снаряды. Война в последние пять лет как будто бы возвратилась из далёкого 1943 года, когда село освободили части Красной Армии.

Указатель на село Старая Ласпа
Указатель на село Старая Ласпа

В Староласпинской школе существует музей, в котором значительная роль уделена как раз событиям Великой Отечественной, землякам — участникам войны и освободителям этого края. Одним из них стал уроженец села Александровка Малоархангельского района Орловской области Иван Федяков.

Его отец, Лаврентий Семёнович, был участником гражданской войны, а после её окончания занимал различные хозяйственные должности в Малоархангельске, куда его семья переселилась в середине 20-ых годов. Сын Иван закончил в 1939 году 10 классов Малоархангельской школы и сразу же поступил в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков-истребителей. В связи с военной обстановкой заканчивал ускоренный курс, был выпущен в звании младшего командира и направлен в Челябинскую школу стрелков-бомбардиров. Эту школу осенью 1941 года переформировали в 686 ночной бомбардировочный авиаполк, который 15 ноября вошёл в состав ВВС 49-й армии Западного фронта.

По минному полю

Базировался полк на аэродроме близ Лопасни. В ходе контрнаступления под Москвой поддерживал наступление наземных войск на калужском направлении. Материальную базу полка составляли в тот период самолёты Р-5 (один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР: более 5000 штук имелось их в РККА — разведчиков, лёгких бомбардировщиков и штурмовиков до начала 1940-х годов — А.П.). На одном из таких самолётов уже 26 ноября 1941 года старший сержант, пилот Иван Федяков, защищая Москву, в составе звена из трёх экипажей, получил задание разбомбить штаб немецкого полка. Все три лётчика точно вышли на цель и «сбросили груз на головы врага», уничтожив 7 вражеских офицеров и 16 солдат.

В «Наградном листе» на присвоение И.Л.Федякову звания Героя Советского Союза написано, что гитлеровский штаб находился в городе Алексино (Тульская область), и результаты налёта подтверждены нашей наступающей пехотой и местными жителями. Но в данном случае налицо явные несоответствия. Дело в том, что 26 ноября 1941 года Алексин был ещё наш, его защищала в период битвы за Тулу и Москву 238 стрелковая дивизия, и только 29 ноября под натиском противника эта дивизия была вынуждена оставить город. А освободили Алексин части Красной Армии уже 17 декабря 1941 года.

Этот наградной лист (третий и последний, уже посмертный — А.П.) на старшего лейтенанта Федякова командир 503 штурмового авиаполка майор Калябин писал 2 октября 1943 года, спустя почти два года после описанных выше событий и едва ли будучи знакомым с «Журналом боевых действий» прежнего полка. Так что здесь точно ошибка фактическая: или бомбардировка немецкого штаба в Алексине была в другой день, в промежуток между 30 ноября и 16 декабря, или гитлеровский штаб на указанную дату размещался не в Алексине.

Федяков Иван Лаврентьевич.
Иван Федяков

Гораздо лучше о подвигах Ивана Федякова в начальный период войны знал и описал их в первом «Наградном листе» от 8 декабря 1941 года командир 686 ночного бомбардировочного авиаполка подполковник Кулаков-Павлов: «…Имеет 8 налётов ночью и один днём…Бомбил и сжигал 9 населённых пунктов, занятых противником. В дневном полёте получил приказание зажечь пункт Тарутино (село в Калужской области, в 35 километрах от Малоярославца — А.П.)… Вышел на цель, где и был встречен ураганным огнём противника. Выполняя поставленную задачу, сбросил бомбы, зажёг пункт, обстрелял с бреющего полёта врага». Но в процессе выполнения этого задания самолёт получил 4 пробоины от огня зенитной артиллерии и ещё несколько от пулемётно-ружейного огня противника, у машины были пробиты бензобаки, вышел из строя и заклинился мотор.

Однако, умело планируя, Федяков «произвёл посадку на минном поле противника. Немцы начали обстреливать экипаж миномётами и автоматными очередями. Отстреливаясь, экипаж стал отходить на свою территорию и на пути наскочили на мину. От взрыва летнабу (лётчику-наблюдателю — А.П.) оторвало ступню правой ноги, и он не мог самостоятельно двигаться. Тов. Федякин не бросил товарища в беде, а рискуя собой, на плечах вынес своего боевого соратника в расположение наших войск и сдал в госпиталь».

Самолёт же удалось чуть позже доставить в разобранном виде на аэродром, где после ремонта он вновь вошёл в строй. За этот подвиг старший сержант, военный пилот 1-ой авиаэскадрильи 686 ночного бомбардировочного авиаполка Федяков был представлен к награждению орденом Красного Знамени, который он и получил согласно приказу №21 Военного Совета Западного фронта от 6 января 1942 года.

В сражении за Сталинград

До марта 1942 года 686-й ночной бомбардировочный авиационный полк находился в подчинении Западного фронта и участвовал в Ржевско-Вяземской стратегической операции. В апреле-мае полк прошёл укомплектование, перевооружение на штурмовики Ил-2, переобучение лётчиков и стал именоваться 686-м штурмовым.

В августе 1942 года полк был переброшен на Сталинградский фронт и включён в 206-ю штурмовую авиационную дивизию 8-й воздушной армии. В составе этого полка, а затем — 503-го штурмового, тоже входившего в 206-ю штурмовую авиационную дивизию, И. Л. Федяков принимал участие в обороне Сталинграда, в контрнаступлении под Сталинградом (19 ноября 1942 — 2 февраля 1943 года), участвовал в воздушной блокаде окружённой группировки противника, осуществлял авиационную поддержку наземных войск при разгроме Котельниковской группировки врага.       

Вот всего лишь два эпизода, перечисленных в наградных листах старшего лейтенанта И.Л.Федякова.

Иван Федяков — лётчик. Фото из серии «Орловцы — Герои Советского Союза».
Герой Советского Союза Иван Лаврентьевич Федяков

«8 августа 1942 года, в 11.42, в составе восьми ИЛ-2, производил штурмовку мотомеханизированных войск противника в районе станции Абганерово…». Здесь происходили события, известные как «Сражение у разъезда 74-ый километр (сражение у станции Абганерово)» — первая попытка прорыва вермахта к Сталинграду силами 4-й танковой армии в августе 1942 года. Бои в этом месте продолжались с 3 по 24 августа, и в конечном итоге, 64-я армия под командованием М.Шумилова сумела остановить немецкие войска на подступах к Сталинграду. Штурмовики же Ил-2 из 686 штурмового авиаполка 8 августа «…несмотря на сильное сопротивление зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, группой произвели три захода на цель, в результате чего уничтожили 5 танков, 7 автомашин и зажгли 1 самолёт противника на аэродроме». Несомненно, это помогло в тот день нашим наземным войскам.

9 августа 1942 года (в другом «Наградном листе» названо 12 августа — А.П.) старший лейтенант Федяков, в составе такой же группы ИЛ-2, бомбардировал скопление вражеских самолётов на аэродроме Подольховский (это Сталинградская область — А.П.), где было «уничтожено 8 самолётов типа Ю-88», но «На втором заходе на цель Ил-2 был сбит истребителями. С горящего самолёта Федяков выбросился с парашютом на аэродром противника, получив сильные ожоги лица и всего тела». Приземлившись на вражеском аэродроме, воспользовался замешательством противника и незаметно пробрался в росшие неподалёку камыши, где, просидев три дня, сумел затем выбраться в расположение советских войск.

Схема боевых действий 503 ШАП на Сталинградском фронте
Схема боевых действий 503 ШАП на Сталинградском фронте

После лечения в госпитале Федяков снова возвратился к полётам — уже на другом самолёте. Произвёл в дальнейшем на Северо-Кавказском и Южном фронтах 16 боевых вылетов в качестве ведущего.

Освобождая Донбасс

Когда именно старший лейтенант Федяков из 686 штурмового полка был переведён в соседний, 503-й штурмовой той же 206-й авиадивизии, по документам проследить не удалось, но летом 1943 года он уже командует эскадрильей в новой части и делает это успешно. Членом экипажа его Ил-2 стал младший лейтенант, воздушный стрелок Худай Берген Мамутов.

Во второй половине июля — первой половине августа 1943 года эскадрилья Ивана Федякова совершала боевые вылеты почти ежедневно, участвуя в Миусской наступательной операции, начавшейся 17 июля 1943 года. В целом это наступление войск Южного фронта по освобождению Донбасса завершилось неудачей для советских войск, но лётчики-штурмовики из 503 авиаполка отличились в ходе боёв неоднократно.

20 июля 1943 года экипаж ИЛ-2 Федякова уничтожил вражеский аэростат вместе с наблюдателем.

25 июля — принимал участие в штурмовке войск противника и его наблюдательных пунктов на высоте 277,9 (знаменитая «Саур-могила», одна из высочайших точек Донецкой области, за которую и в районе которой в ходе Миусской наступательной операции шли кровопролитные бои; здесь же несколько недель продолжались ожесточённые схватки ополченцев ДНР и войск ВСУ в 2014 году — А.П.). Старший лейтенант Федяков и воздушный стрелок Мамутов отразили в этот день 6 атак пары немецких истребителей «МЕ-109».

26 июля 1943 года, вылетев эскадрильей на задание по штурмовке и бомбардировке наблюдательных пунктов противника на той же «Саур-Могиле», Федяков (цитирую «Наградной лист» — А.П.) «…заметил группу бомбардировщиков типа «Ю-87» и сразу принял решение строем шести ИЛ-2 атаковать бомбардировщиков. В результате лично сбил один «Ю-87», который потерял управление и врезался в землю… Строй остальных вражеских машин рассыпался, сбросив в беспорядке бомбы и со снижением ушли вглубь своей территории. Задание на штурмовку высоты 277,9 группа выполнила отлично. Зайдя со стороны солнца, пулемётным и пушечным огнём старший лейтенант Федяков подавил две зенитные точки, а на втором заходе сбросил бомбы. Наземные войска в этот день, после обработки авиацией, высоту 277,9 взяли в свои руки…».

«1 августа 1943 года, при атаке цели, от прямого попадания зенитной артиллерии, самолёт загорелся. Пламя обдавало лицо, задыхаясь от едкого дыма, Федяков сумел у самой земли выхватить самолёт из крутого пикирования и сбил пламя. Старший лейтенант Федяков третий раз получил сильные ожоги».

Горел, но не сгорал…

А уже на следующий день, 2 августа, не дождавшись их заживления, командир эскадрильи отправляется со своими товарищами на очередное боевое задание и снова попадает в очередную переделку (цитирую «Наградной лист», написанный самим Иваном Федяковым на своего воздушного стрелка Худай Бергена Мамутова — А.П.): «…при штурмовке цели в районе Первомайск самолёт был атакован тремя «МЕ-109», два из которых встретили огневую завесу и отвалили в сторону, но третий дал очередь и ранил младшего лейтенанта Мамутова в плечо, руки и ноги. Но, несмотря на ранения, напрягая силы, он выбросил одну за другой 18 горящих ракет (они воспламенились от немецкой пулемётной очереди — А.П.) и спас самолёт от пожара над территорией противника. Истекая кровью, напрягая все силы, воздушный стрелок отразил ещё две атаки «МЕ-109».

Через день, 4 августа 1943 года, ИЛ-2 старшего лейтенанта Федякова вылетел на штурмовку большого скопления танков и автомашин на перекрестке дорого северо-западнее высоты 168,5. Не знаю, был ли с ним Мамутов (всё-таки, раны он получил серьёзные — А.П.) или в полёт отправился другой воздушный стрелок, но командиру эскадрильи удалось в этот день уничтожить два танка, 4 автомашины и до 40 гитлеровцев.

Конец июля — начало августа 1943 года стали, пожалуй, самыми «урожайными» в плане боевых успехов экипажа старшего лейтенанта Ивана Федякова. Командир 503 штурмового авиаполка отправил представление на своего комэска к ордену Ленина, а сам Федяков подписал наградной лист на воздушного стрелка Мамутова к ордену Отечественной войны I степени. Но вышестоящее начальство обоим статус награды понизило: командир эскадрильи 30 августа узнал о своём втором ордене Красного Знамени, а его воздушный стрелок 23 августа стал кавалером ордена Отечественной войны II степени.

Не знаю, что думал о себе и своей судьбе старший лейтенант Иван Федяков, а вот его товарищи, наверняка, считали его «везучим». За 22 месяца участия в войне трижды его сбивали, а он умудрялся оставаться жив, два раза «сажая» свой самолёт (даже на минное поле — А.П.), а однажды выбросившись с парашютом. Трижды сильно обгорал — но снова, уже на следующий день, садился за штурвал и взлетал.

«Предпочёл героическую смерть»

К сентябрю 1943 года на счету Ивана Федякова было 70 боевых вылетов (на самолётах Р-5 и Ил-2) на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника и сбитый вражеский самолёт (для лётчика-штурмовика — это большая редкость — А.П.).

А теперь — о последних мгновениях его жизни. Цитирую его «Наградной лист»:

«7 сентября 1943 года старший лейтенант Федяков с группой штурмовиков получил задание штурмовать скопление техники и живой силы противника в районе населённого пункта Старая Ласпа. Штурмовики, развернувшись, сбросили груз бомб на скопление гитлеровцев, а затем ведущий перешёл на бреющий полёт и, увлекая своих ведомых, стал в упор расстреливать фашистских мерзавцев, временами снижаясь до 10 метров. Противник противодействовал огнём зенитной артиллерии и миномётов… Огнём миномёта, когда самолёт Федякова был на низкой высоте, машина ведущего получила сильные повреждения и не могла набрать высоту.

Самолёт тов. Федякова стал мало послушным, но воля героя направила его на скопление танков и автомашин врага. Силой энерции ИЛ-2, управляемый твёрдой рукой мужественного лётчика, сбил башню вражеского танка и загорелся, упав в расположении врага. Погиб товарищ Федяков смертью ГЕРОЯ, повторив мужественный поступок бессмертного Гастелло. На месте падения вспыхнул пожар и последовали взрывы — это рвались вражеские танки на собственных боеприпасах.

Вскоре после штурмовки населённый пункт Старая Ласпа был занят нашими войсками. Боевые друзья и командование полка выехало на место гибели тов. Федякова для похорон ГЕРОЯ. Прах мужественного лётчика и его воздушного стрелка, младшего лейтенанта Мамутова был похоронен с почестями. На месте гибели остались скелеты трёх сожжённых танков врага и обломки автомашин. Так погиб смертью храбрых неустрашимый Сталинский Сокол — Командир эскадрильи — старший лейтенант Федяков Иван Лаврентьевич».

«Наградной лист», с заключением, — «Тов. Федяков достоин высшей правительственной награды — Звания Героя Советского Союза — посмертно» командир 503 штурмового авиаполка майор Калябин подписал 2 октября 1943 года.

Список безвозвратных потерь 206 штурмовой авиадивизии за сентябрь 1943 года (под №№2 и 3 — старший лейтенант Федяков и младший лейтенант Мамутов)
Список безвозвратных потерь 206 штурмовой авиадивизии за сентябрь 1943 года (под №№2 и 3 — старший лейтенант Федяков и младший лейтенант Мамутов)

Извещение
Извещение

Генерал-майор Филин, командир 7 штурмового авиационного корпуса дополнил это заключение своими словами: «За доблесть, мужество и геройство, проявленные при совершении 70 боевых вылетов и героический подвиг, совершённый им 7 сентября 1943 года, когда его самолёт был подбит над целью, он предпочёл героическую смерть, нежели постыдный плен у врага, направил свою машину в гущу войск противника, погибая, убил своей машиной группу фашистов. Представляю тов. Федякова к высшей правительственной награде — ЗВАНИЮ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».

Указ Президиума Верховного Совета СССР последовал 13 апреля 1944 года.

Не дождалась в Челябинске молодая жена Евгения Федякова своего мужа с фронта.

На месте гибели Героя, в селе Старая Ласпа (Тельмановский район Донецкой Народной Республики — А.П.), создан мемориальный комплекс, посвящённый старшему лейтенанту Ивану Лаврентьевичу Федякову: самолёт на постаменте (правда, не «ИЛ-2», а послевоенный «МИГ-19» — А.П.), с мемориальной табличкой под ним. За памятником бережно ухаживают учащиеся Староласпинской школы и местные жители, всегда приходящие сюда 9 Мая и в день освобождения села от фашистов.

Мемориальный комплекс в селе Старая Ласпа

Мемориальный комплекс в селе Старая Ласпа

Мемориальный комплекс в селе Старая Ласпа
7-9. Мемориальный комплекс в селе Старая Ласпа

Бюсты Федякова установлены в Малоархангельске, в Парке Победы, у Малоархангельской школы №1 и в селе Александровка Малоархангельского района. Имя Ивана Лаврентьевича выбито на Аллее Героев в городе Чугуев (Харьковская область Украины — А.П.) — как одного из выпускников здешнего военного авиационного училища лётчиков-истребителей.

Бюст Ивана Федякова в Малоархангельске
Бюст Ивана Федякова в Малоархангельске

Бюст летчика Ивана Федякова в селе Александровка Малоархангельского района.
Бюст Героя Советского Союза Ивана Федякова в Александровке

Аллея Героев в Чугуеве (Харьковская область)
Аллея Героев в Чугуеве (Харьковская область)

Александр Полынкин

Связанные записи

Leave a Reply

Добавьте своё сообщение или trackback на наш сайт. Вы можете также подписаться на комментарии к этому материалу при помощи RSS.

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar. А чтобы знать о новых комментариях на этой странице, подпишись на фид комментариев к этой странице: RSS 2.0.