Home » История: до 1917 года

История села Легостаева: от старых времён до Октябрьской революции

7 ноября 2011 7 комментариев

Фрагмент карты Шуберта 1860 года: село Легастаева Малоархангельского уезда.

Село Легостаево… Вглядитесь, какое оно большое, красивое, находится по обеим сторонам реки Гнилая Плота. Село привлекает своими пышными садами, обширными полями, среднерусскими лугами. Особенно оно бывает красивым весною, когда утопает в зелени и цветах. Название села остается открытым вопросом и на сегодняшний день. Бытует мнение, что оно получило свое название по фамилии проживающего в этой местности барона Легостаева, осталось название имения Баронов сад.

Существует точка зрения и такая: окрестности села очень располагают к старинному русскому занятию — охоте со стаями гончих, легавых собак. Отсюда и пошло: лего— — легавые, т. е. гончие, -стаево — стая, т. е. стая гончих, иначе — места для охоты. И до сегодняшнего дня люди из Курской и Орловской областей приезжают на раздольные охотничьи угодья окрест села.

Первоначально в Легостаево жители формально не были крепостными. Они считались свободными. Власть помещиков на них не распространялась, но та свобода, которую имели легостаевцы, была хуже неволи. Все окрестные земли принадлежали помещикам, баронам, князьям и церкви. Бедным поселенцам села Легостаево осталась лишь узкая полоса земли, идущая вдоль реки. Ни лесов, ни выпасов, ни лугов. Село со всех сторон было прижато к реке. Малоземелье наложило отпечаток на всю дальнейшую историю села Легостаево. Здесь всегда наблюдался большой избыток рабочих рук. Подростки и молодые мужчины уходили в работники в другие села, уезжали на заработки в южные города России и на Украину. Поэтому сегодня мы можем встретить своих земляков по всей территории необъятной России.

Давайте перенесёмся на несколько веков назад. Жители Легостаево всегда были в нужде. Они жили значительно хуже, чем крестьяне окрестных сел: Губкино, Луковец и др. В этих селах раньше стали строить большие кирпичные дома. Типичной для Легостаево застройкой была деревянная хата с соломенной крышей и двумя-тремя маленькими окнами, с узкими сенями и пристройкой-закутой для скота. Такой вид застройки существовал до самой революции 1917 года.

Жизнь в Легостаево шла вяло, скучно, примитивно. В связи с тем, что земли у жителей было мало, легостаевцы сами потребляли то, что производили. А производили они мало из-за недостатка земли, поэтому и жили впроголодь. У мужчин все свободное время уходило на плетение веревочных чуней, которые были здесь единственным видом обуви для всех. Зайдя в старинное сельское жилище, мы увидим женщин, которые все долгие зимние вечера просиживали за веретеном и прялкой. К весне они устанавливали в хатах ткацкие станки и начинали ткать полотно. Затем, после весеннего паводка, грубые суровые холсты вымачивали в воде и отбеливали на берегу реки, расстилая по молодой травке под горячие лучи весеннего солнца. Мы с вами видим, что люди в селе жили трудолюбивые.

Белье и одежду изготовляли из тканей и овчин собственной выделки. Зимой по домам ходили портные. На хозяйских харчах и за довольно высокую плату они шили зипуны, шубы, поддевки и пиджаки. Белье шили сами женщины, каждая для своей семьи. Старики помнят, в какой темноте, невежестве жили их односельчане до Великой Октябрьской Социалистической революции. В селе была одна маленькая деревянная школа, открытая в 1890 году, с одним учителем.

Беседуя со старожилами села, мы с вами узнаём, что первое упоминание о церковноприходской школе в Легостаево относится к 1890 году. Школа находилась во Втором Легостаеве на месте дома Легостаева Ивана Ильича. В школе в 4 классах было около 40 учеников разного возраста (ликбез). Занимались в 2 смены. Работал один учитель— Овсянкин Даниил Никитович. После революции 1917 года школу перенесли на другой берег реки в село 1-е Легостаево, где стоял дом Хохлова Михаила Дмитриевича. Школа состояла из 2 зданий, в одном из которых жили учителя, а в другом находились классные комнаты. В школе работали 4 учителя:

  1. Овсянкин Даниил Никитович;
  2. Маслов Дмитрий Яковлевич;
  3. Бурмистрова Наталья Михайловна;
  4. Легостаев Иван Егорович.

Детей школьного возраста было около четырехсот, а грамотных женщин в селе почти не было: посылать девочек в школу считалось зазорным. Многие считали школу пустячным, никчемным. Вот чуни плести, это другое дело.

Старожил Федор Петрович Легостаев рассказывает нам:
«Мне и соседскому мальчику очень хотелось в школу, но нас родители не пускали. Что, мол, там делать? Только одежду рвать. Тогда мы стали ходить в школу тайно по оврагу. Буквари, которые нам дал учитель, приходилось прятать. Прошло несколько дней, и мать обо всем узнала. Она очень плакала, боялась, что отец будет меня бить. Он был человек крутого нрава. Но все обошлось хорошо, учитель успел поговорить с отцом и убедить его, что мне надо учиться».

Так и жили люди, словно в потемках. Учиться не считали нужным, а показать свою силу, удаль почти каждый был горазд. Невзрачная картина, не так ли? Поэтому мы приглашаем вас на сельскую улицу. Село разделялось оврагом на две части: Легостаево Первое и Легостаево Второе. Процветали кулачные бои. В этих побоищах находила выход вся накопившаяся злость и боль души крестьянина.

Жители называли друг друга столбачами. Кулачные бои начинались на второй или на третий день Масленицы. Особого размаха они достигали к вечеру. Побежденные столбачи обязаны были ставить победителям водку или самогон. Во время кулачных боев многие получали увечья: оказывались без зубов, с поломанными ребрами. Но злости друг на друга не имели. С ними мы можем спокойно посидеть и выпить за «мировую». Здесь и беседа о жизни уместна. Их рассказ наполнен жизненными проблемами.

О медицинской помощи и понятия не имелось. Особенно высокой была детская смертность.

Бывало, зайдет болезнь, рассказывают пожилые люди, и косит малолетних. Часто по селу проносили гробики. От всех болезней лечили бабки и поп. Главным лекарством считалась крещенская вода. Потому-то даже небольшое заболевание кончалось смертью.

В селе 1-е Легостаево на самом видном «лобном» месте стояла церковь, был свой приход. Люди были набожны, ходили в церковь по воскресеньям. При крещении детей поп давал им имена. Здесь с давних времен отмечали престольный праздник Покров, который бывает 14 октября. К этому времени крестьяне успели убрать урожай, заготовить для скота корм на зиму.

Вот и праздновали они на радостях три дня. Здесь и нам можно отдохнуть. Мы, хоть и незнакомые, можем прийти в любой дом, и нас встретят хлебом-солью. «Хоть раз в году, да вволю», — говорили они. Односельчане целыми ватагами ходили друг к другу в гости. Часто возникали драки, пожары.

Увлечение шумными праздниками с повальной пьянкой и дебошами объяснялось прежде всего отсталостью, забитостью и бедностью крестьян. В докладе Малоархангельского уездного собрания за 1881 год говорится, что местные крестьяне год от года становятся бедней. Их расходы больше доходов на 11 рублей 05 копеек. Тяжелое положение орловских крестьян зафиксировано и в докладе Орловской земской управы за 1881 год, который так и именуется «Об упадке благосостояния крестьян». В нем мы прочитаем:

«Большинство крестьян заметно беднеет, скотоводство уменьшается, постройки строятся хуже, недоимки из года в год увеличиваются, крестьяне входят в неоплатные долги, заедая почти за год весь свой урожай.

В большинстве семей остается один работник с малолетками. При незначительности паевых наделов и невозможности оставить двор для отхожих промыслов хозяйство такого крестьянина еле двигается по недостаточности корма, через что уменьшается количество навоза».

И рост неоплатных долгов, и заедание хлеба вперед, и упадок хозяйства, и уменьшение скота — все это в полной мере характерно было и для легостаевских крестьян. И этот процесс обеднения, медленного умирания хозяйства не прекращался. Это подтверждают сами легостаевцы. Они считали тогда урожай в 35-40 пудов с десятины средним. Как можно было получать хороший урожай, если почву обрабатывали сохой с деревянной бороной? Навоза хватало только под коноплю и картофель, которые из года в год размещались на огородах. На другие площади навоз не вывозили и потому, что зимой им топили печи. Кроме того, общинное землепользование не стимулировало желание удобрять почву. Ведь удобренный участок при переделе мог достаться другому владельцу.

В селе не было ни одного очага культуры. В 1912 — 1914 годах в Легостаево шли лишь две газеты — попу и учителю. Не за горами была революция.

Из материалов, собранных в Легостаевской средней школе — Моё Легостаево.

комментариев 7

  • Гоша:

    Спасибо за интересный рассказ. А были ли в окрестностях Легостаево богатые села или вообще все прилегающие села такие же бедные? И почему речка называется Гнилая плоть?

    • Админ:

      Судя по карте, оставленной старожилами этих мест, успешных селений хватало: пометки по крайней мере говорят о существенном достатке.

  • Петя:

    Мне бабушка рассказывала, что якобы там затонула телега богатого мужика. Сам он успел спастись и плакал, что в телеге было много золота и дорогих вещей. Телегу пытались достать, но не смогли. Так всё и сгинуло, сгнило. Вот и назвали ручей Гнилым. А Плота значит плотина. Вот только не знаю, правда всё это или выдумки.

    • Админ:

      Век живи, век учись.

      • Нелля:

        Спасибо за исторические сведения о родном селе.Наверное,так и было:бедность,безысходность,пороки.И все-таки при всем при этом горжусь тем,что мои предки не были крепостными и генетического рабства нет в моей крови.И фамилия моих предков по матери-Дубровские может означать польский след в их истории.Много было переселенцев из мятежной Польши на Орловщину при царизме. Да так ли уж все плохо было? Пра-пра бабушка большой купчихой была в Луковце, лавки держала по всей округе, прадед,сын ее был мировым в Легостаево. И его именем мы и прозывались в селе-«Николаичевы» А вот деду моему Андрею Николаевичу досталось другое время: еще молодым ушел на 1-ю мировую, затем грянул 1917-й. Не дожил и до 50 лет.

  • Алексей:

    при этом горжусь тем,что мои предки не были крепостными и генетического рабства нет в моей крови

    А в чем Ваша заслуга то?

  • Наталья:

    Легостаев Фёдор Петрович -это мой прадед!!!Я очень горда тем , что я родом из этой деревни!!!

Добавить комментарий

Пожалуйста, не надо спама, сайт модерируется.

На сайте включена Граватары. Вы можете использовать сервис Gravatar.